Как стать настоящим экспертом?

Мы часто встречаемся с разными определениями специалистов, которые работают в некоммерческом секторе: тренер, модератор, коуч, эксперт. Кто такой эксперт и чем он отличается от других ролей?

Эксперт — это суперспециалист (тренер не обязательно является высококвалифицированным специалистом в теме), который имеет багаж знаний и опыт в определенной области, на основании чего способен высказывать суждения, делать выводы, давать оценки и заключения.

Эксперт может что-то рекомендовать (в отличие от коуча). Он способен обозначать риски и перспективы в вопросах, в которых клиент плохо разбирается или имеет какие-то вопросы по теме.

Как стать экспертом?

  • В первую очередь эксперту важно владеть информацией и опытом в своей экспертной теме и, самое главное, всегда их актуализировать, следить за всем происходящим, наблюдать за трендами и придерживаться вектора развития в своей области, чтобы углублять свою экспертность.
  • Важно не распыляться на многочисленное обилие тем, а оставаться самым компетентным в ограниченном количестве вопросов. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
  • Эксперт ассоциируется у людей и клиентов с какой-то определенной темой. Ему важно постоянно подтверждать свою экспертность: статьями, авторскими методиками работы, публичными выступлениями. Эксперт может транслировать свои награды, рейтинги, собирать отзывы, рекомендации по совершенствованию своих знаний. Важны также исследования, проводимые экспертом.
  • Далеко не последнее место занимает внешний вид, личный бренд, шкала достижений, результаты клиентов, упоминания в СМИ. Быть может, вы готовы написать книгу и рассказать о ней широкой общественности?
  • Зачастую самому эксперту важно находиться среди себе подобных. Сила эксперта и его развития не в нем самом, а в том сообществе, в котором он находится.
  • Также у эксперта есть свои принципы и правила в работе, которые способствуют его успехам.

Четыре принципа успешного эксперта

1. «Не навреди». Вся деятельность эксперта не должна негативно сказываться на жизни и работе клиента.

2. Объективность и честность. Объективность и экспертное мнение сложно объединить, так как мнение любого человека чаще всего субъективно (но тут помогает большой опыт эксперта и его глубокие знания в теме). Но если ты работаешь с коллегами или знакомыми людьми, важно оставаться объективным и честным. Если чего-то не знаешь, так и скажи — это лучше, чем додумывать, предполагать или делиться ложной информацией.

3. Уважение. Чаще всего эксперт проявляется в коммуникациях и взаимодействии с клиентом. Это уважительное общение (соблюдение норм этики в общении) и корректная обратная связь — не с позиции показать, что человек не прав, а с позиции направить в нужное русло (важно помнить, что каждый имеет право на ошибку и даже сам эксперт).

4. Разделять с клиентом ответственность за результат. Не всегда все зависит от самого эксперта, особенно если рассматривать краткосрочную работу. Эксперт работает на результат даже в рамках одной консультации (для этого важно четко понимать и формулировать запрос клиента), однако применение рекомендаций и достижение финальных результатов зависят от намерений и действий самого клиента.

Два вида экспертности

Внешняя экспертность человека — это его опыт в определенной сфере, ощутимые результаты и желание делиться этим опытом, помогать другим достигать таких же результатов. Окружающие знают об этом и обращаются к нему как к эксперту за советом и помощью.

Внутренняя экспертность — то, что человек думает о себе, его мысли, опыт, о котором многие не знают. Это знание своих сильных сторон, которые не дают заразиться синдромом «самозванца». Именно это помогает человеку понять, что его опыт ценен и важен для других. И это первый шаг во внешнюю экспертность. Так можно развить экспертность в разных или смежных сферах, и эксперт, который думает, что он не эксперт, постепенно начинает понимать свою значимость.

Эксперту важно обладать навыками саморефлексии и самоанализа, которые помогут ему и дадут толчок для развития и дальнейшей работы.

Мифы об экспертах

Эксперт должен быть психологом — не должен. Безусловно, психологические навыки и знания могут помочь в работе, однако эксперт не работает с детскими травмами и сложными жизненными ситуациями. Он работает с вопросами по конкретной прикладной тематике.

Эксперт может проводить только консультации. Да, основной формат работы — это консультации (личные или командные), но эксперт также может работать через методические материалы (разрабатывая их), он может использовать лекционный формат работы или проводить мастер-классы по своим темам, а может принимать участие в панельных дискуссиях или круглых столах. Формами работы эксперт не ограничен.

Фотографии: istockphoto.com

Читайте также