Как цифровые технологии меняют российское образование

Россия в лидерах по темпам оснащения сферы образования цифровыми устройствами. Но пандемия коронавируса показала, что горизонт развития технологий учебного процесса все еще широк

По данным Минобрнауки, 80% российских школ уже используют в работе различные цифровые инструменты, а 17% из них еще до пандемии активно применяли дистанционные технологии. Три четверти российских учеников девятых классов регулярно пользуются смартфоном, а 50% — компьютером. А в вузах в 35% программ используют электронные инструменты и в 32% — дистанционные технологии.

Повсеместный переход на онлайн-формат во время пандемии коронавируса показал, что у технологического развития учебного процесса большие перспективы.

Какие технологии появятся в школах будущего?

1. Технологии дополненной реальности (AR-технологии)

Эти технологии сформируют полноценную учебную экосистему. Они дополняют теоретический материал по предмету цифровыми тренажерами с заданиями и тестами, а также инструментами работы в группах и специальной методикой оценки выполненных учениками заданий. Применение дополненной реальности создает эффект глубокого и активного погружения учеников в рабочий материал.

Примером использования AR-технологий в образовании является новый формат учебников с дополненной реальностью от группы компаний «Просвещение». У них есть специальное приложение, благодаря которому переход к дополнительному цифровому контенту в виде аудио- и видеоматериалов происходит быстро и просто. Это особенно важно при изучении иностранных языков.

В высших учебных заведениях цифровые продукты на базе AR также востребованы. Они актуальны при изучении медицины и инженерных наук, где значительная часть информации требует визуализации.

«Эти технологии позволяют сделать учебный материал более наглядным и персонализированным, создают новые каналы взаимодействия между учителем и учеником и дополнительно вовлекают учащихся в процесс обучения»

Дмитрий Петров, генеральный директор компании «Кометрика».

Ограничить использование АR-технологий в образовании может только «цифровое неравенство». Уже очевидно, что развитие цифровой инфраструктуры и доступ к технологиям различаются во всех регионах страны. Полностью доступными для всех субъектов системы образования эти технологии могут стать только к 2030 году.

2. Искусственный интеллект (ИИ)

Эта технология способна упростить и автоматизировать многие рутинные задачи. Например, приемная комиссия любого вуза тратит много времени на рассмотрение документов абитуриентов. Этот процесс можно сократить до считанных секунд с помощью системы, которая распознает документы и проверяет весь ли их пакет в наличии.

ИИ также может автоматически формировать личное дело и личный кабинет учащегося во внутренней электронной системе школы или вуза. Все данные будут «подтягиваться» туда и обновляться автоматически. А документооборот между отделами вуза может взять на себя конструктор документов, который можно интегрировать с электронной системой профильного Министерства, куда необходимые сведения (например, о зачислении студентов) будут передаваться автоматически. И эта информация может сортироваться по количественным и качественным показателям, отображая успеваемость студентов, уровень их лояльности к преподавателям и другие данные.

«Уже есть решения, которые легко справятся с некоторыми из перечисленных задач в один клик. Сократят документооборот, отнимающий массу времени, избавят от необходимости вносить данные в электронные системы вручную. Эту работу могут выполнять цифровые помощники, обеспечив скорость, прозрачность и минимизацию рисков»

Сергей Переверзев, генеральный директор компании Nlogic.

3. Системы информационной безопасности

В эпоху массовых утечек данных, фейковых новостей, искусственно сгенерированных цифровых личностей в обществе назревает очень серьезный кризис доверия.

«Как проверить подлинность диплома или удостовериться в том, что обучающийся прошел курс? Чтобы иметь хорошую репутацию, образовательным учреждениям придется применять современные инструменты по защите данных»

Роман Жуков, директор центра компетенций «Гарда Технологии».

Будут востребованы технологии по защите от фейков, от внешних хакеров, от мошенничества со стороны преподавателей и учеников, а также технологии по независимому контролю образовательного процесса (в том числе с применением искусственного интеллекта).

В этой ситуации актуальной становится пропаганда цифровой гигиены и личной ответственности за действия в цифровом пространстве.

Фотографии: teacherswithapps.com

Читайте также