Сколько российских НКО ведут свою работу открыто

Только 51% НКО в России публикуют в открытом доступе свой устав или ссылку на него

Ассоциация «Форум Доноров» завершила мониторинг официальных информационных источников НКО. Работа проводилась в рамках проекта «Рейтинг информационной открытости» при поддержке Фонда президентских грантов.

Тема прозрачности некоммерческого сектора и доверия к НКО доноров и общества остается актуальной. При этом формирование культуры открытости НКО и четкого запроса на эту открытость со стороны общества — процесс незавершенный.

«Мы хотим выявить и поддержать НКО, придерживающиеся в своей практике принципов прозрачности и информационной открытости, хотим дать донорам (частным, институциональным) возможность видеть, какая организация является публичной, а какая — не раскрывает информации о достигнутых результатах, влиянии на благополучие людей и другом. В итоге мы хотим повысить доверие к некоммерческому сектору»

«Форум Доноров».

В пилотном исследовании приняли участие 400 организаций, которые в 2018-2019 годах получали гранты из Фонда президентских грантов на реализацию проектов в области образования, здравоохранения или культуры на сумму более 1 млн руб. В выборку вошли общественные организации (33%), АНО (23%), благотворительные фонды (20%) и другие.

Где НКО размещают информацию о себе и своей деятельности:

  • официальный интернет-сайт организации — 96%
  • группа и/или паблик «ВКонтакте» — 81%
  • страница или группа в Facebook — 64%
  • Instagram-аккаунт — 43%
  • YouTube-канал — 36%
  • страница в «Одноклассниках» — 15%
  • Twitter-аккаунт — 9%
  • Telegram-канал — 4%

Исследование установило, что каждая вторая организация (51%) публикует на сайте или в соцсетях свой устав или ссылку на него. Примерно 37% организаций размещают свидетельства о регистрации НКО, ОГРН, ИНН, коды статистики и тому подобное.

Имя и должность руководителя раскрывают 82% организаций, еще 62% публикуют его фото, а 35% — биографию. Сведения о составе команды раскрывают 67% НКО. Но почему-то сотрудников, которые отвечают за коммуникации с заинтересованными сторонами, представляют только 24% НКО.

Организационная структура НКО размещена у каждой четвертой организации, но лишь 9% в деталях описывают структуру управления, а численность участников раскрывают 37%. Добровольные публичные годовые отчеты публикует только 31% организаций. Указывают целевые группы, с которыми работают, — 78% НКО, но результаты конкретных исследований размещают лишь 6%. И лишь 4% НКО размещают информацию о том, как их стратегия соотносится с Целями устойчивого развития.

Авторы проекта планируют подготовить для НКО рекомендации, которые позволят повысить уровень открытости организаций и помочь выстроить доверительные отношения с донорами и другими заинтересованными сторонами.

Другие результаты проекта — на странице конкурса годовых отчетов НКО в Facebook.

Фотографии: Pexels

Читайте также