Школа жизни: чему и как учат детей с инвалидностью

Психолог фонда «Дорога жизни» Мария Беккер объясняет, зачем нужно вкладывать деньги и силы в образование детей с особенностями здоровья.

Тема обучения детей с инвалидностью — одна из самых тяжелых в работе нашего фонда. С одной стороны, все понимают, что образование необходимо всем. Ни у одного родителя не возникает вопрос, нужно ли учить своего ребенка. Возможно, мамы и папы задумываются, будет их чадо ходить в общеобразовательную школу, в гимназию или станет учиться на дому. Но отказываться от учебы никто не планирует.

С другой стороны, когда возникает вопрос об образовании детей-сирот с особенностями здоровья, многие люди разводят руками — а зачем их учить?

Почему возникает такой вопрос?

У каждого могут быть свои причины сомневаться в необходимости обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особенно сирот. Но чаще всего возражения сводятся к следующему: «У него такие тяжелые нарушения, лучше заняться его здоровьем. Да и зачем ему чему-то учиться, он все равно самостоятельно жить не сможет, что ему дадут знания алгебры или литературы?»

Образование дает детям шанс

Когда мы говорим о детях с особыми потребностями, а тем более о детях-сиротах, мы говорим не о формулах и предметах, а про возможность приблизить ребят к социуму. Образование — это шанс жить наравне с остальными, не быть белой вороной, вывести жизнь на абсолютно иной — качественный уровень.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, особенно дети с инвалидностью, в 99% случаев лишены элементарного естественного бытового окружения с самого рождения. Из-за этого возникает дополнительное отставание в развитии, которого можно было бы избежать. Подобное может случиться и с ребенком из асоциальной семьи.

Какие нужны учителя?

Чаще всего подопечные фонда — дети школьного возраста, у которых уже упущено очень много времени. Учителя, которых приглашает на работу фонд «Дорога Жизни», — это специально обученные педагоги. Они умеют диагностировать причины отклонений и находить ключик даже к самым сложным ситуациям.

Немаловажно, что учителя фонда помогают сформировать учебную мотивацию, ведь без нее можно биться сколько угодно, но настоящего обучения не произойдет. Информация может быть усвоена, но не понята ребенком. И человек не сможет в дальнейшем применить полученные знания.

Всех ли надо учить?

В теме сиротства я нахожусь более 20 лет, у меня были прекрасные учителя в университетах, потрясающие наставники на работе и невероятные практики за рубежом. Основываясь на опыте коллег, я считаю, что есть дети, которых обучить нельзя. Если не вдаваться в подробности, то это та категория детей, чей мозг в силу произошедших нарушений просто не способен усваивать и обрабатывать получаемую информацию.

Но даже в этом случае не значит, что такие дети должны получать лишь медицинский уход. Да, они, скорее всего, не будут говорить и не смогут различить, кто именно к ним пришел. Но они будут по-своему общаться с миром. Что и как именно воспринимают дети с тяжелыми нарушениями, точно неизвестно. Тем не менее они живы, они чувствуют и воспринимают. А значит, их не должны окружать только больничные стены.

Сложность работы с такими детьми заключается в том, что мы ждем результата от своей проделанной работы, желательно незамедлительного и ощутимого. За темпом современной жизни мы стали крайне невнимательны к тому, что вокруг нас происходит. Мы видим общую картину, но перестали замечать детали, из которых она состоит. А в работе с людьми с тяжелой инвалидностью нужно уметь видеть микрорезультаты, я бы даже сказала, нанорезультаты. Поймали трехсекундный взгляд глаза в глаза? Победа! Слегка дернул пальцами в сторону предложенного предмета? Победа! И так во всем.

Тет-а-тет

Обучение с индивидуальным педагогом — это другой уровень контакта и дополнительный шанс, который напрямую связан со здоровьем подопечного. Чем эффективнее мы поможем ребенку в вопросе здоровья, тем больше навыков он освоит. А значит, тем выше станут его шансы обрести семью. Как минимум изменится качество его жизни и, возможно, в дальнейшем он сможет реализовать себя в обществе.

Задать вопрос психологу фонда «Дорога жизни» можно по почте fond@doroga-zhizni.org

Фонд «Дорога жизни» проверен благотворительным проектом +1Люди. Ежедневно команда проекта проверяет и добавляет в справочник новые НКО, волонтерские организации и городские сообщества, чтобы пользователи проекта взаимодействовали только с надежными организациями.

На сайте проекта можно почитать статьи о том, как живут люди в самых разных уголках России, и узнать, как благотворительные организации помогают решать важные социальные проблемы.

Помочь фонду «Дорога жизни» можно по ссылке

Ранее +1Платформа рассказывала, как организована медпомощь для сирот в регионах

Фотографии: FatCamera, iStock

Читайте также