Как распространяются инновации в современном мире

Мозг человека не любит новинки и постоянно цепляется за что-нибудь старое и уже хорошо знакомое. Но прогресс неумолим. Людям приходится приспосабливаться к интернету, смартфонам, социальным сетям. Правда, все мы принимаем инновации с разной скоростью.

Теорию распространения инноваций (Diffusion of Innovation, DOI) в 1962 году придумал американский социолог Эверетт Роджерс. Он постарался объяснить, как, почему и с какой скоростью новинки становятся популярны в обществе. Идею с восторгом взяли на вооружение маркетологи всех мастей, сразу применив ее для оценки покупательских предпочтений.

Согласно исследованиям, люди, наиболее или наименее подверженные восприятию нового, ведут себя характерным образом и демонстрируют различное поведение — что позволяет маркетологам выделить их в отдельные, хорошо узнаваемые группы.

По реакции на новое всех людей можно разделить на пять групп:

1. Инноваторы

Это люди, с энтузиазмом принимающие новинку. Они первыми начинают пользоваться новым продуктом или услугой. Они не чужды риска, им не важно, что новинка может дорого стоить. Они чувствуют себя спокойно в ситуации неопределенности. Инноваторы играют решающую роль в успешном появлении любого нового товара на рынке, поскольку помогают ему завоевать признание аудитории. К таким людям, например, относятся те, кто с ночи занимает очередь в магазин перед стартом продаж какого-либо гаджета.

2. Пионеры

Это люди, которым комфортно принять новое. Они не настолько рисковые, как инноваторы, — могут и подождать перед покупкой, чтобы получить отзывы и сформировать свое мнение. Но именно в этой категории находятся так называемые инфлюенсеры и лидеры общественного мнения. Они играют ключевую роль в достижении «критической массы» распространения продукта или услуги. Если количество пионеров, одобривших новинку, невелико, общее количество людей, которые ее примут, вероятно, также будет небольшим.

3. Раннее большинство

Это те, кто восприимчив к новому лучше «среднего человека». Однако для того, чтобы примкнуть к двум первым категориям, им необходимо убедиться в том, что инновация действительно работает. Это весомый сегмент рынка — 34% потребителей. Представители этой категории осторожны и хотят покупать вещи, эффективность которых доказана.

4. Позднее большинство

Это люди, выжидающие, когда общественное мнение признает товар/услугу достойным приобретения. Эта группа так же велика, как и «раннее большинство», — 34% населения. В ней находятся скептики, консервативные в своем выборе, а также те, кто «на вы» с техникой, и те, кто перед покупкой чего-то нового считают деньги до копейки. Часто «позднее большинство» приобщается к новинкам под давлением со стороны сверстников или значимых людей.

5. Отстающие

Это консервативная прослойка традиционалистов, которые последними начинают применять новые технологии. Они открываются инновациям, когда другого выхода просто не остается. До этой категории потребителей сложнее всего достучаться. Но их немало — примерно 16%.

Зачем нужно знать теорию распространения инноваций

Теория распространения инноваций позволяет предсказывать скорость, с которой потребители будут принимать новый продукт, услугу или идею. Помимо прочего, используя ее, можно понять, как быстро в обществе распространяются тренды — что может помочь компаниям любого профиля просчитать будущий успех или провал идеи.

Используя теорию распространения инноваций, можно предсказать, какие типы потребителей будут покупать продукт/услугу, и создать эффективные маркетинговые стратегии, чтобы достучаться до каждой из категорий покупателей.

«Скорость внедрения инноваций со временем увеличивается. Массовый переход со стационарной на мобильную связь занял десятка два лет, освоение Facebook — лет пять, а сейчас мы следим за стремительным успехом Clubhouse»

Андрей Андрусов, инвестиционный директор Центра «СОЛь».

Социальные инновации смогут стать такой же неотъемлемой частью жизни, как мобильная связь. Речь о раздельном сборе мусора, индивидуализированном образовании, инклюзивном производстве и творчестве. Все это тоже стремительно становится доступно.

Ранее +1Платформа рассказывала, как инновации спасли бизнес-образование в пандемию

Читайте также