Как фермерские агропарки оживят российскую глубинку

Можно ли вывести сельское хозяйство России на новый уровень качества и сделать рентабельным? Представитель фермерского агропарка «Долина мечты» Роман Король уверен, что можно, и объясняет, как.

По данным Минсельхоза, сегодня Россия обеспечена собственной фруктовой и ягодной продукцией лишь на 40%. Хотя фермеры получают гранты, субсидии и информационную поддержку со стороны правительства, выправить эту ситуацию пока не удается. Причин несколько. Во-первых, такого рода помощь предназначена лишь для аграриев с опытом работы на рынке более года. Новички на нее рассчитывать не могут. Во-вторых, государство поддерживает агротехнопарки, где посредники скупают у мелких фермеров их урожай по низкой цене и перепродают его дороже. Это, к сожалению, тормозит развитие малого бизнеса.

Сократить дефицит продукции на внутреннем рынке и увеличить ее экспорт в другие страны может строительство фермерских агропарков. Пока в нашем обиходе нет даже такого термина, не говоря уже о финансовой поддержке сегмента со стороны властей. Но зарубежный опыт показывает, что подобные бизнесы, особенно при содействии государства, могу быть очень эффективны.

Фермерские агропарки — это большие хозяйства (обычно они занимают 250-500 га), в которые входят частные земледельческие бизнесы, а также цеха по переработке продукции, склады, внутренние коммуникации, линии электропередач, сервисные компании, а также, нередко, и туристические комплексы. С их появлением на территории муниципальных районов производители получают доступ к современному оборудованию и активно включаются в процесс переработки и сбыта.

Происходит это так. Агрономы агропарка раздают жителям окрестных деревень саженцы той же малины, смородины и других ягод и объясняют, как за ними ухаживать. Вырастив ягоды, жители дальних деревень могут сдать урожай в агропарк на переработку. Причем ягоды у них заберут специальным транспортом и будут хранить на складе в специальных холодильниках. Потом агропарк сам переработает продукцию и продаст через специальный маркетплейс.

Экономика вопроса

По нашим расчетам, люди при сотрудничестве с агропарком смогут получать до 500 тыс. рублей с приусадебного участка за сезон. И даже больше. Выручка фермера будет зависеть от выбранного им способа реализации товаров. Ту же малину он может продавать оптом по цене 250 тыс. рублей за тонну или организовать розничные продажи туристам по цене 400-450 рублей за килограмм. Другой вариант — заморозить ягоду. Стоимость такого продукта на рынке начинается от 1 тыс. рублей за килограмм. А, например, перетертая с сахаром малина, которая пользуется высоким спросом у потребителей, стоит уже 250 рублей за баночку. За сезон выручка в таком бизнесе может достигать 1,5 млн рублей с плантации площадью в 1 га.

Правила резидентства

Можно не работать в агропарке самому, а просто купить на его территории кусок земли и доверить его обработку сервисной компании. Резиденты агропарка могут жить в другом городе и даже за рубежом, и, сидя дома на диване, просто наблюдать за своей плантацией в режиме реального времени: как сервисная компания проводит плановые работы, как спеют яблоки и малина, как из них делают повидло. Но практика показывает, что спустя 2-3 года после покупки земли в агропарке люди обычно втягиваются в сельскохозяйственный процесс, начинают изучать технологию выращивания и способы реализации урожая, у них появляется желание самостоятельно работать на земле. Некоторые владельцы участков собственноручно ухаживают за плантациями, как обычные фермеры — повышают рентабельность производства и продают урожай в розницу, увеличивая прибыль.

Климат — не помеха

Некоторые скептики считают, что средняя полоса России для выращивания ягод и фруктов в агропарке не подходит. На самом деле в умеренном климате некоторые сорта растут даже лучше, чем в южных регионах. Конечно, черешня лучше плодоносит в Краснодаре. Но та же малина — ягода северная. К слову, алыча, груша и клубника тоже хорошо созревают в Подмосковье.

Экологический туризм

Многие фермеры даже северных агропарков обустраивают территорию — создают на ней инфраструктуру для туристов (кемпинги, гостиничные номера, столовую и др.) и через соцсети приглашают гостей. Экологический туризм пользуется большой популярностью у московских компаний. Многие из них организуют для своих сотрудников корпоративы с выездом на фермерские плантации.

Гостям нравится самостоятельно собирать свежие фрукты и ягоды. У многих из них появляется желание приобрести продукцию. Тем более, что свежая ягода с куста часто оказывается дешевле, чем в магазине. Почему? Да потому что в этом случае между покупателем и фермером нет никаких посредников, которые накручивают цены, так что отдых туристов на ферме приносит аграрию приличную дополнительную прибыль.

Другие плюсы агропарка

Занимаясь хозяйством на общей территории, люди продуктивно общаются между собой, создают бизнес-сообщество. В их среде возникает корпоративный дух. Все это позволяет окрестным населенным пунктам сделать квантовый скачок в развитии. А само сельское хозяйство превращает в перспективную инвестиционную идею.

На местах возникают сотни индивидуальных хозяйств и дополнительных рабочих мест. Решается и вопрос продовольственной безопасности, и даже поставок аграрной продукции за рубеж.

Справка:

Фермерский агропарк «Долина мечты»

Работает в России уже больше шести лет. В проекте задействованы 50 фермеров на 500 га земли в Подмосковье. За время существования агропарк на практике доказал, что выращивание яблок и ягод может быть прибыльным бизнесом, в который выгодно инвестировать.

Ранее +1Платформа рассказывала о том, как создают «зеленые» здоровые офисы

Фотографии: Zoran Zeremski / iStock

Читайте также