Как повысить инвестиционную привлекательность бизнеса

Основатель инвестиционной группы компаний SK Capital Сергей Кайдалов рассказал, как сократить штат, внедрить инновации и привлечь инвестора

Для развития компании собственнику могут понадобиться инвестиции. Но привлечь деньги может только интересный для инвесторов бизнес, который в перспективе может принести прибыль. Есть несколько принципов ведения бизнеса, которые позволят повысить его рентабельность и финансовую устойчивость, среди них внедрение инноваций и рациональное управление.

Как повысить привлекательность компании

1. Производственная стабильность

Выполнение этого пункта особенно важно в обстановке постоянно меняющейся экономической ситуации. Необходимо, чтобы компания следовала выбранной политике и умела быстро и адекватно реагировать на динамику спроса. Как пример — сервис онлайн-заказа «Яндекс.Такси», который меняет цены каждые 10-15 минут: в непогоду или час пик тариф на услуги увеличивается в 1,5-2 раза.

2. Коммерческий успех

Очевидно, что на заинтересованность инвесторов могут рассчитывать только успешные компании. Полвека назад попасть в их ряды удалось маленькому кофейному бизнесу, который со временем превратился в компанию Starbucks — сеть магазинов, а затем кофеен, известных во всем мире. К моменту первой публичной продажи акций на фондовом рынке летом 1992-го было открыто 165 точек, а годовой доход компании составлял $73,5 млн по сравнению с $1,3 млн в 1987 году.

3. Финансовая чистота

Разумеется, инвестор изучит информацию об организации и убедится в ее финансовой чистоте и стабильности. Для того чтобы о компании сложилось положительное мнение, у нее не должно быть никаких задолженностей, а расходы по деятельности должны быть оптимизированы. Одна из статей снижения расходов — арендная плата. Для ее оптимизации можно перевести офис в помещение поменьше или переехать из центра города на окраину, а сотрудников отправить на удаленку.

Опыт международных корпораций показал, что так можно добиться лучших показателей в финансовой сфере и обеспечить стабильность организации даже в кризис. Пример тому — китайское турагентство Ctrip с оборотом в $20 млрд. Оно насчитывает 20 тыс. сотрудников, работающих в режиме home office.

4. Рациональное управление

Часто оказывается, что не все отделы и службы, которые существуют в компании, действительно работают эффективно. Иногда добиться более высоких результатов можно за счет передачи некоторых процессов на аутсорс. Туда можно перевести HR-службу, бухгалтерию, юридический департамент и даже производство. Это помогает снизить уровень налогового бремени и сократить количество штатных сотрудников. Например, в Apple производство передано нескольким большим компаниям, одна из которых Foxconn.

5. Внедрение инноваций

Предлагаемые компанией продукты должны быть не только качественными и полезными. Необходимо, чтобы организация использовала новые технологии и следила за трендами. А лучше — создавала их, как это делает Amazon, разработавшая собственных роботов-сортировщиков для управления товарами на складах. Или компания Bayer, которая сделала собственную разработку — цифровое земледелие.

6. Конкурентные преимущества

Конкурентные преимущества — это выгода, которую получает компания от воплощения уникальной для рынка стратегии. Классика их успешного использования — Burger King, создатели которой не только основали бизнес в период очередного экономического кризиса, но и не побоялись мощного конкурента в лице McDonald’s. Они стали позиционировать себя как бургерную, в которой каждый посетитель получал возможность выбрать начинку для сэндвича. Для самой компании это стало стимулом постоянно изобретать новые виды продукции.

7. Снижение издержек

Это позволит снизить себестоимость продукции, а значит, повысит рентабельность работы компании. Например, в Google экономить электроэнергию помогает искусственный интеллект. И эта разработка помогла уменьшить потребление электричества на 40%.

8. Гибкость

Иногда для того, чтобы стать более успешной, компании стоит изменить бизнес-модель. Это особенно важно, если приходит понимание, что текущая стратегия не работает и надо быстро найти более результативный путь развития. Так поступили создатели Twitter. Изначально у них была онлайн-платформа под названием Odeo, рассчитанная на поиск подкастов и подписки на них. Чтобы оторваться от конкурентов, компания разработала на ее основе сервис коротких сообщений. Это вывело ее на совершенно другой уровень.

Ранее +1Платформа рассказывала, как фермерский бизнес помогает оживлять регионы.

Фотографии: Daria Nepriakhina / Unsplash

Читайте также