9 вопросов об организации арт-свопа

Каждый год на свалках страны оказывается множество товаров для творчества, которые больше не нужны своим хозяевам. Но есть более экологичный способ избавиться от старых карандашей, красок и так далее — это арт-своп.

Художники всегда стремятся пробовать новые материалы для творчества: красивые и вдохновляющие. При этом не всегда понятно, что делать со старыми красками, карандашами, альбомами и бумагой, которые уже наполовину использованы, но вполне пригодны для работы.Один из выходов — арт-своп. На основные вопросы по его организации отвечает экоблогер, художница и создатель свопа «АртСвалка» Алина Роенко.

1. Почему материалы для творчества нельзя выбрасывать?

Деньги на ветер

Это очень расточительно: довольно странно заплатить временем и деньгами за материал, попользоваться им раз-другой и выбросить. Однако в нашей сфере это происходит нередко. Родители часто покупают детям материалы, просто чтобы порадовать или потому что новый материал выглядит ярче и интересней, чем старый. Ребенок увлекается творчеством, и у родителя появляются заветные 20 минут покоя. Использованные материалы копятся и во время очередной уборки просто летят в помойку.

Взрослые художники покупают материалы по схожим причинам, новый материал вдохновляет. Всегда интересно попробовать новинку от производителя и просто порадовать себя приобретением. У нас даже есть шутка, что когда-то пустые блокноты с красивой обложкой станут новой валютой и мы будем миллиардерами.

Почему бы старые материалы просто не хранить? Можно, но не получается: заканчивается место в квартире (на даче, в гараже), и через два-три года материал портится под воздействием тепла, холода, сырости, сухости, солнца или просто времени. У многих художественных материалов есть срок годности, О нем не пишут на баночке, просто потому что в ней не еда.

Токсичность отходов

Большинство красочных материалов — это по факту опасные отходы. При производстве красок используются тяжелые металлы, смолы, ядовитые не биоразлагаемые вещества. Упаковка из под красок не перерабатывается. И даже, казалось бы, безобидная на вид бумага и блокноты тоже не безвредный мусор. Не попав на склад макулатуры для переработки, бумага будет лежать на полигоне столетиями, источая при разложении парниковый газ и прочие продукты гниения.

Большой углеродный след

Общий углеродный след художественных материалов весьма высок. При их производстве нередко приходится использовать невозобновляемые источники энергии и продукты животного происхождения. Само производство токсично и требует колоссального количества воды и электричества. И не забываем, что по пути в арт-магазин материалы несколько раз упакуют в пластик и коробки, ну и углеродный след от транспортировки — тоже серьезный удар по экологии. Например, многим художникам из России нравятся краски, кисти и тушь из Японии. А теперь представьте, сколько топлива приходится сжигать, чтобы доставлять эти материалы по всему миру.

2. Существуют ли экологичные материалы для творчества?

Недавно мне подарили несколько тюбиков экологичной акварели. Надо сказать, что по красочным характеристикам эта акварель уступает обычной краске того же производителя, а стоит она дороже. К сожалению, запроса на экологичные арт-товары нет на рынке, и бизнесу нет смысла тратить ресурсы на развитие этого направления.

Экологичные альтернативы

  • покупать ремесленные продукты у местных локальных мастеров
  • делать материалы самостоятельно
  • уголь
  • ресайкл и треш-арт (искусство из мусора)
  • ленд-арт и творчество из природных материалов (листьев, веток, камней)

3. Как перерабатывают материалы для творчества?

Сначала давайте разберемся, что такое переработка. Что во что перерабатывают? Есть завод, на котором перерабатывают один вид очищенного и вполне конкретного пластика. А художественные материалы разнообразны, состоят из композитных материалов и упакованы в композитную тару.

Отдельно переработать стержни от фломастеров и ручек можно, но кто соберет целый грузовик такого мусора? Можно было бы перерабатывать «огрызки» карандашей — но зачем? Это экономически невыгодно.

Есть организации, которые утилизируют крупные объемы лакокрасочных материалов и тары из под них. Это также актуально для тех, кто затеял ремонт. Есть переработка бумаги, доступная практически в любом городе России, — туда можно отправить тетради и альбомы, достаточно вынуть скобы и пружины из них.

Есть проект «Собиратор», который принимает арт-материалы от населения, чтобы использовать их для благотворительных нужд. И есть инструменты «Арт-Свалки». Вы сами можете организовать такую «свалку» и собрать материалы, чтобы передать их детским учреждениям, социальным организациям и просто нуждающимся в них людям.

4. Сколько стоят материалы для творчества?

Цена на такие материалы очень индивидуальна. Общий объем расходов зависит от стиля художника. Раньше я рисовала акварелью, и средняя стоимость одной моей акварельной кисточки составляла 1 тыс. руб. А кисточек у меня много. Сейчас я цифровая художница и плачу только за подписку на пакет специальных программ. Кто-то рисует одним простым карандашом или углем. Ну а те, кто работают с красками, за один заход в арт-магазинчик могут оставить там 30 тыс. руб. и больше. Краски, пастель, бумага, холсты — это дорого, особенно если они импортные.

5. Сколько участников может собрать один арт-своп?

Мы проводили «Арт-Свалку» один раз в три месяца, раз в год и раз в полгода и поняли, что спрос на наше мероприятие так велик, что его не уменьшают ни строгие правила поведения, ни новый формат, ни даже платный вход. Каждый раз нам приходилось закрывать запись на мероприятие. И даже после закрытия нам писали: «Пустите-пустите, мы друзья! Мы поможем! Пустите в качестве волонтеров...»

Средний состав «Арт-Свалки»:

  • Организаторы — 10 человек;
  • Выступающие — 6 человек;
  • Дарители (те, кто сдают свои материалы) — 100-130 человек;
  • Гости — 100-160 человек;
  • Представители магазинов-партнеров (арт-магазины тоже нуждаются в помощи арт-свалки, так как имеют товары с поврежденной упаковкой, залежавшиеся на складе, с браком, не влияющим на эксплуатацию, позиции, которые они не могут продать) — 4-6 человек;
  • Люди, которые заходили с улицы «на огонек», — 10 человек.

Итого: около 300 человек.

Нас ограничивала площадь помещения и опасения, сможем ли мы обеспечить безопасность и комфорт на мероприятии для большого количества посетителей.

Людям без опыта организации крупных мероприятий я рекомендую начать с более камерного формата. «Арт-Свалку» можно провести как небольшой и уютный своп на несколько десятков гостей.

6. Как организовать своп за шесть шагов?

Собрать команду

Набрать команду организаторов. Провести встречу. Создать общий чат. Обсудить мероприятие и его формат.

Найти площадку

Выбранную площадку надо посетить. Если все устраивает и там есть все необходимое (стены, крыша, туалет, свет, столы, на которые люди смогут выложить материалы), забронировать помещение на конкретную дату.

Связаться с партнерами

Нужно написать возможным спонсорам, партнерам и магазинам. Арт-магазины часто с удовольствием участвуют в «Арт-Свалке», размещая там свои рекламные зоны, раздавая купоны и скидки для посетителей. Они дают мощную информационную поддержку, наполняют ассортимент своими товарами, которые по каким-то причинам не смогли продать, и предоставляют подарки для посетителей.

Собрать дарителей

Нужно дать информацию о мероприятии в социальных сетях. Рассказать о его миссии и открыть окно для записи будущих дарителей. Запись очень важна, чтобы понимать точное количество человек на мероприятии.

Придумать программу

Нужно продумать наполнение мероприятия и пригласить спикеров, авторов мастер-классов, может быть, музыкантов и актеров.

Открыть запись

Для гостей-собирателей обязательно нужно открыть запись. Иначе мероприятие может превратиться в столпотворение и толкучку.

А еще можно написать в аккаунт «Арт-Свалки» или лично мне, чтобы получить поддержку, а также права на использование имени и фирменного стиля и ответы на все вопросы, которые появятся в процессе организации.

7. Как и где искать помещение?

Свое первое помещение мы искали по друзьям. Это была уютная студия творчества моей близкой подруги. Мы не ожидали, что желающих будет настолько много, что студия чуть не лопнула от наплыва гостей в первый час.

Поэтому в следующий раз мы арендовали лофт на свои средства. Вариант нашли среди объявлений в интернете. Мы установили символическую плату за вход для гостей-собирателей и организовали онлайн-продажу билетов, которыми покрыли расходы. Также платный вход помог собрать более сознательную аудиторию, понимающую ценность ресурсов и нашего труда.

В 2019 году экоцентр «Эко Сборка» сам предложил нам помещение. Не бесплатно, но по очень комфортной стоимости.

Хороший вариант — обращаться в арт-центры, секонды, организации, занимающиеся раздельным сбором мусора, экологическими инициативами, социальной или образовательной деятельностью.

8. Как и где приглашать участников?

Нам хватало только ресурсов Instagram, так как наш основной круг общения и магазины-партнеры коммуницируют именно через эту социальную сеть.

Стратегия продвижения следующая:

1. Все участники команды рассказали о наборе дарителей.

2. Магазины-партнеры рассказали у себя о наборе дарителей.

3. Даритель соглашается с тремя условиями:

  • рассказывает о мероприятии в своих социальных сетях, зовет на него своих друзей;
  • высылает список материалов, которые он принесет с собой отсортированными и подписанными;
  • приводит с собой от одного до 10 гостей.

4. Вся коммуникация ведется через официальный аккаунт «Арт-Свалки».

9. Нужно ли согласовывать проведение свопа с госорганами?

Иногда да. Но мы организовывали мероприятие как некоммерческое и не массовое, в частном формате (некоторые свадьбы насчитывают большее число человек). Мы не занимали территорию, которая принадлежит городу, например, парк или площадь.

Возможно, если подключить к мероприятию город, можно будет занять более обширную территорию, получить поддержку СМИ, организованный вывоз мусора и прочие бонусы. Но в нашей команде не было опытных в этом вопросе людей. Мы опасались привлекать к себе внимание города. Боялись, что нам запретят по каким-нибудь причинам его проведение. Поэтому организовывали все, как смогли.

Подруги юристки успокоили нас, что в таком формате все, что мы делаем, законно. Мы должны были изучить правила пожарной безопасности, завести аптечку и заплатить налоги с наших организационных сборов. Поскольку у нас нет статуса благотворительной организации, любые средства, поступающие к нам (даже донаты), рассматриваются как доход.

Фотографии: laura adai / Unsplash

Читайте также