Почему буксует экомаркировка

Как заинтересовать покупателей экопродукцией и бороться с гринвошингом — обсудили эксперты клуба лицензиатов экомаркировки «Листок жизни»

Продвижению экомаркировки на рынке способствует тренд на безопасность и экологичность товаров, который усилился во время пандемии. Однако трендом на экологичность пользуются и недобросовестные производители. И то, что в России практически не регулируется экорынок, — им только на руку.

Сейчас на товарах с полок супермаркетов можно найти обилие различных знаков и деклараций, заявляющих об экологичности продукта. На государственном уровне подлинную экологичность регулирует только знак «органик».

Приставки «био», «зеленый» или «натуральный» производители могут использовать бесконтрольно. В таком многообразии маркировки покупателю сложно выбирать сертифицированную продукцию. Поэтому главной проблемой честных производителей остается гринвошинг.

По данными исследования ЦСП «Платформа», около 7% россиян узнают экомаркировку «Листок жизни». В абсолютном выражении это более 10 млн человек. Цель «Экологического союза» — добиться такой узнаваемости экомаркировки, как в европейских странах. Например, в Швеции национальную экомаркировку «Северный лебедь» знают и выбирают 90% населения.

Продвижением экомаркировки занимается не только «Экологический союз», но и компании-лицензиаты «Листка жизни». Чем выше узнаваемость знака, тем выше доверие к продукции, которая им отмечена.

По мнению маркетологов, повышение узнаваемости и доверия к экомаркировке — это колоссальная работа. Необходим постоянный контакт с целевой аудиторией. Молодые люди чаще хотят и готовы менять жизнь к лучшему, а потому более восприимчивы к информации о том, как спасти мир. По этой причине в первую очередь стоит строить коммуникацию именно с ними.

Доверие к экомаркировке «Листок жизни» формируется и с помощью личного примера. Большинство участников клуба лицензиатов в быту также используют продукцию с «Листком жизни».

Экспертная работа на международном уровне

Совместно со Всемирной ассоциацией маркировок GEN «Экологический союз» работает над двумя глобальными проектами: коммуникационной кампанией по продвижению экомаркировки и созданием базы продукции с экомаркировкой по жизненному циклу, доступной для закупщиков по всему миру.

Еще одну важную инициативу по продвижению экомаркировки подготовила международная организация стандартизации ISO. Теперь термин «экомаркировка» будет применим лишь к продукции, сертифицированной по жизненному циклу.

Инфлюенс-маркетинг

Коллаборации с блогерами позволяют расширять круг потребителей, прививать новые экопривычки покупателям и увеличивать количество инфоповодов для бренда с экомаркировкой. По мнению представителей «Экологического союза», инфлюенс-маркетинг является эффективным инструментом популяризации экомаркировки.

Информация от блогеров, экоактивистов и аналитиков воспринимается как дружественный совет, а не реклама. К ним прислушиваются и другие лидеры мнений. Однако есть и негативные стороны внимания блогеров к экомаркировке — неспециалисты могут делать неверные заключения об экологичности продукции.

«Во время пандемии многие начали уделять гипервнимание своему здоровью, и, соответственно, повысился интерес к наиболее экологичным решениям для дома. Мы, как производитель полимерной теплоизоляции, иногда сталкиваемся с заблуждениями пользователей интернета о том, что если материал производится из химического сырья, то это значит, что он априори неэкологичный. Что в корне неверно. Экомаркировка „Листок жизни“ для нас — это один из важных инструментов по просвещению покупателей. Ведь что такое, по сути, экомаркировка — это не только красивый значок на упаковке, это гарантия безопасности материала как для здоровья человека, так и окружающей среды»

Юлия Землянская, директор по маркетингу СБЕ «Полимерная Изоляция», корпорация «Технониколь».

«Экологический союз» ведет работу по экопросвещению активистов, например, сотрудничает с Образовательным центром «Зеленый Драйвер».

Проблемы ретейлеров

«Экологический союз» считает ретейл важным участником устойчивого развития и потребления. С этой позицией согласны и производители.

«Ключевой проводник экотрендов в обществе — торговые сети. Они заметили набирающий популярность интерес потребителей к экологичности и продвигают тему возобновляемого сырья и устойчивой продукции. Бизнес — основной драйвер тренда»

Станислав Савоськин, руководитель товарного направления компании «Эскаро Кемикал АС».

Но пока из-за недостаточной осведомленности специалистов крупных сетей в области устойчивого производства и потребления нет полного доверия к экомаркированной продукции.

Предъявлять обязательные требования к компаниям, которые называют свой продукт экологичным по наличию экомаркировки, ретейлеры не могут. Государство пока не создало систему регулирования термина «эко». При этом некоторые ретейлеры пошли другим путем и начали разрабатывать рекомендации для поставщиков по грамотному позиционированию продукции.

Еще одна проблема, с которой сталкивается «зеленый» ретейл, — отсутствие выделения экосертифицированной продукции среди органической, веганской, ЗОЖ. Поэтому «Экологический союз» поддерживает проекты по позиционированию экотоваров. Одну из таких инициатив реализовал «Яндекс.Маркет», отметив на сайте специальным бейджем экомаркированную продукцию.

«Зеленые» госзакупки

Для развития рынка экопродукции в России необходима поддержка государства. Одна из форм — внедрение государственных «зеленых» закупок. Только за 2018 год суммарный объем госзакупок в России составил 21 трлн руб. Применение «зеленых» стандартов в этом секторе позволит значительно расширить экорынок.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Экологический союз адаптировал международное руководство по «зеленым» госзакупкам и планирует запустить проект по разработке критериев и апробации стандартов с отдельными госучреждениями. В случае массовой заинтересованности во внедрении ГЗЗ, «Экологический союз» готов оперативно предоставлять методическую базу.

Ранее +1Платформа рассказывала, как зарабатывают владельцы карбоновых ферм.

Фотографии: John Cameron / Unsplash

Читайте также