Как осознанные путешествия становятся новым видом туризма

Эксперты Школы гостиничного бизнеса в Лозанне — о новой модели отношения к туризму

В октябре 2020 года Школа гостиничного бизнеса (EHL) с кампусами в Швейцарии и Сингапуре провела свою ежегодную Неделю устойчивого развития с широким спектром онлайн-семинаров и дискуссий. Учитывая влияние COVID-19 на индустрию гостеприимства, тема устойчивого туризма оказалась актуальна как никогда. Под руководством Джошуа Гана, регионального директора EHL в Азиатско-Тихоокеанском регионе, вопросы, касающиеся социокультурного аспекта устойчивого туризма, обсудили два приглашенных докладчика: специалист по вопросам устойчивого развития в гостиничной сфере Питер Варга и генеральный директор Alila Hotels & Resorts Марк Эдлесон.

Что подразумевается под «социокультурным аспектом устойчивого развития»?

Питер Варга: Этот термин относится, среди прочего, к тому, как туристическая индустрия влияет на местное сообщество. До сих пор индустрия массового туризма преимущественно игнорировала особенности места и культурные традиции коренных жителей.

Обычно это приносится в жертву современной пляжной инфраструктуре, барам, торговым центрам, быстрым развлечениям, консьюмеризму. Мало внимания уделяется созданию качественных, аутентичных и культурно обогащающих объектов, которые приносили бы пользу и хозяевам, и посетителям. В результате большинство сегодняшних туристических направлений являются неустойчивыми. На положение вещей повлияли быстрое развитие массового туризма, отсутствие учета устойчивых параметров. Для изменения туристической отрасли в сторону большей устойчивости необходимы развитие аутентичной местной культуры, ее диалог с приезжающими гостями.

Марк Эдлесон: Внимание к окружающей среде сейчас особенно актуально. Туроператорам необходимо осознать, что устойчивый туризм — это больше, чем просто сохранение красивого ландшафта. Это означает, например, уважение к деревенскому менталитету, к местам отправления культа, сельскохозяйственным угодьям — всему, что необходимо для сохранения местной культурной самобытности. Операторы должны задаться вопросом: будет ли то, что они разрабатывают, полезным или вредным для местных жителей — они хотят продвигать массовый или качественный туризм?

Можете ли вы привести примеры направлений, которые остались нетронутыми в социокультурном отношении?

Марк Эдлесон: Бренд Alila с самого начала основывался на модели устойчивого развития, включающей бережное отношение к местной жизни, культуре и природе. Мы используем экологически чистые конструкции из местных материалов. Мы внедряем множество устойчивых инициатив, например используем воду местного производства, разлитую в многоразовые стеклянные бутылки, предлагаем бамбуковые трубочки, создаем органические сады на территории отеля и компост из гостиничных отходов. В каждом номере есть «мешок для подарков», где гости могут оставить все, что они не хотят брать с собой. У нас внедрены инициативы для персонала и гостей по уборке пляжа.

Мы стараемся вовлекать местных жителей в туристическую деятельность, от которой они получают выгоду и которая естественным образом расширяет язык культуры. Пример успешной инициативы: местные семьи приглашали туристов на ужин, тем самым помогая деревне интегрировать путешественников и обучать их локальной кулинарии и обычаям. Это ценное, подлинное общение для гостей, а также способ проявить уважение к сельским жителям и наладить с ними связи. Уважительное отношение к местному сообществу — важный шаг на пути к устойчивому туризму.

Питер Варга: Некоторые общины на основе своей культурной самобытности смогли создать то, что привлечет гостей. Например, танец зулу стал в Южной Африке узнаваемым культурным кодом, популярным среди туристов. Уроки этого танца подарили гостям новые дух, пластику, ощущение чужой культуры. А в тропических лесах Амазонки гости ждут от коренных сообществ представлений шаманов.

Классическим примером в этом смысле служит история народа гуна на карибской стороне Панамы, который намеренно превратил свои маленькие архипелаги в эксклюзивное, приносящее хорошую прибыль туристическое место, сохранившее свою неповторимость и права на него народа.

«Гуна также являются одной из редких групп коренных народов, которым, кажется, удалось найти баланс между своим традиционным образом жизни и современными тенденциями. С 1996 года туристический бизнес находится исключительно в их руках, после завершения разбирательств с инвесторами, которые захватили земли и построили роскошные отели и коттеджи без одобрения Генерального конгресса Гуны. Сегодня местный закон запрещает продажу или аренду земель Гуны посторонним, в том числе панамцам, а также инвестиции, не относящиеся к Гуне, на их территории»

Mashable Media.

Как туристы и правительства могут изменить свое мышление?

Питер Варга: Туристам стоило бы задуматься о том, зачем они путешествуют. Что-то глубоко не так с вопросом: «Почему бы и нет?». Такой менталитет, подстегиваемый дешевыми авиабилетами, приводит к тому, что турист проводит по нескольку дней то тут, то там, поверхностно и бегло. Следует продвигать идею медленного, осознанного путешествия, цель которого — исследовать новую культуру и погрузиться в нее на несколько недель. Нужно изменить свои ожидания и образ мыслей: лучше изучать место, куда намерены отправиться путешественники, культуру, историю, простые правила поведения, создающие комфорт в коммуникациях, особенности общения с местными жителями, включая то, что их ментально раздражает, чаевые, дресс-код.

Марк Эдлесон: COVID-19 привел к замедлению темпов роста индустрии туризма, активизировав туризм внутренний. После отмены ограничений массовый туризм может вернуться с новой силой. Но осознанные путешественники могут этому противостоять, погружаясь в предстоящее приключение, делая его более осознанным, увозя с собой незабываемый отпечаток «гения места».

"Вклад помимо образования воодушевляет студенческое сообщество EHL помогать обществу, способствовать устойчивым изменениям, где бы они ни жили и работали, как во время, так и по окончанию учебы. Это сильный призыв к действию, который должен дать каждому из нас возможность делать больше и играть свою роль в том, чтобы сделать мир справедливым, этичным и экологически безопасным "

 Мишель Роша (генеральный директор EHL Group)

Беатрис Вентурини, редактор сайта EHL Insights, первоисточник.

Ранее +1Платформа рассказывала, какие болезни «преследуют» людей только летом.

Фотографии: Rolands Varsbergs / Unsplash

Читайте также