Как пандемия изменила спрос на специалистов

Какие изменения в профессиональной среде произошли с начала эпидемии коронавируса, рассказывает Валерия Вилисова, HR-консультант и основатель инстаблога vilisova_career

В пандемию внутри компаний пострадали все сферы, которые предполагают денежные расходы, в том числе маркетинг, HR и PR. Предприниматели занимались спасением основного бизнеса, который зарабатывает деньги, а остальные траты минимизировали. Многие были вынуждены сокращать и персонал. В этом смысле пандемия четко показала, кто есть кто. Компании с адекватной корпоративной культурой выплачивали людям деньги за простой и отправляли их в оплачиваемые отпуска. Но так поступали далеко не все.

Исследование Head Hunter показывает, как менялась динамика спроса на разные профессии во время пандемии. Например, спрос на рабочие специальности увеличился. Но незначительно. Ведь те же металлургические компании как добывали сырье и варили сталь, так и продолжают это делать. Зато очевидно увеличился спрос на дизайнеров интерьеров, поскольку в ситуации вынужденной изоляции многие семьи задумались о смене обстановки дома. Стали более востребованы и услуги ветеринаров, а также сервисы, связанные с домашними животными, потому что в пандемию люди начали активно заводить питомцев, чтобы не чувствовать себя одиноко в собственной квартире.

Безусловно, пандемия увеличила обороты фармы и медицины. И этот тренд будет сохраняться еще долго, потому что огромное количество переболевших людей испытывают проблемы со здоровьем, которые надо решать.

Очень большая нагрузка легла на логистику и транспортную сферу. Сильно увеличили обороты ретейлеры, в том числе из-за запуска проектов по доставке. Многие компании планировали этот запуск и раньше, поэтому нельзя сказать, что пандемия кардинально изменила их бизнес, но ковид сильно ускорил тренды. Если раньше бесконтактные магазины и доставку товаров беспилотниками многие предполагали увидеть в нашей стране через 5-10 лет, то сейчас это уже не кажется чем-то фантастическим — примеры на рынке появились.

То же самое касается автоматизации и роботизации на производстве. То, что людей заменяют машины, уже не кажется странным. Это действительно так. Но людей не увольняют в никуда, а просто переводят на другие, более интеллектуальные должности.

Зато в сфере цифровых и удаленных профессий особых изменений не произошло. В интернете вырос спрос на модерацию: организации дискуссий, тренингов и встреч. Появился глобальный запрос на специалистов, способных организовать работу удаленных и распределенных команд, которые порой находятся в разных точках мира. В мире, который неожиданно для всех за считанные дни стал намного более виртуальным, вырос объем задач у IT-специалистов.

Но на удаленку ушли далеко не все. Есть специалисты, которые просто не могут работать дистанционно. Поэтому запрос на адаптацию людей к условиям работы в домашнем офисе в итоге оказался не таким большим, как казалось в начале самоизоляции. Экономика страны держится не на офисных работниках, а на добыче сырья и сельском хозяйстве. И специалисты этих отраслей продолжают работать в прежних условиях, что и раньше. Их не нужно адаптировать. Единственное, у них в работе появились некоторые ограничения, связанные с вахтами и социальным дистанцированием.

А главной проблемой пандемии я бы назвала барьер в коммуникации — он появился у всех людей, особенно у подрастающего поколения, представителей которого называют «хоумлендеры». Они разучились общаться вживую, и, в отличие от предыдущих поколений, у них меньше развиты soft skills. Но тренды в сфере блогерства показывают, что даже в этом поколении появился запрос на офлайн-встречи: клубы по интересам, форумы и тому подобное. Люди осознали ценность живого человеческого общения. И это радует.

Узнать больше об эксперте и ее работе можно по ссылке.

Ранее +1Платформа рассказывала, как корпорации реализуют политику в области инклюзии и равенства.

Фотографии: Khara Woods / Unsplash

Читайте также