Пока не открыл кошелек. Что нужно предусмотреть молодому предпринимателю

О том, как довести намеченное до конца и все просчитать до первых инвестиций в проект, рассказал Андрей Кузенный — предприниматель с опытом ведения бизнеса более 20 лет

Гениальные идеи в умах потенциальных предпринимателей не всегда превращаются в успешный бизнес. Часть из них отсеивается на этапе «от слов к делу», часть разбивается о непреодолимые сложности в процессе запуска, некоторые оказываются убыточными или просто перестают мотивировать создателей на дальнейшие действия.

Первое, что хочу отметить, — при планировании важно соблюдать баланс: не стоит быть поверхностным, но и уходить в слишком глубокий анализ (до копейки просчитывать период окупаемости или рентабельность проекта) тоже не надо. Пока вы месяцами анализируете — другие делают. Я за свою жизнь открыл и развил более 10 компаний. И как практик могу вас заверить: именно скорость работы и быстрота в реализации идей — залог успеха.

Но планирование необходимо. Бездумно вкладывая деньги в каждый проект, который интуитивно кажется «пушкой», вы быстро растратите бюджет и разочаруетесь в бизнесе.

1. Изучите потенциальных конкурентов

Это очень важный шаг при запуске проекта. Посмотрите, кто уже работает в выбранной вами сфере, какие у них объемы — конечно, в открытых источниках вы вряд ли легко найдете нужную информацию, но всегда можно проявить смекалку, например, познакомиться с руководителем или продавцами, расспросить их.

Затем рассчитайте, сколько вы сможете закупить или произвести товара, это поможет вам спрогнозировать выручку. Именно так я открыл свой первый бизнес: учась в университете, я устроился разнорабочим в компанию по продаже сахара. В процессе разгрузок и продаж оценил все показатели моего нанимателя и понял, что могу и сам открыть аналогичное дело — я закупал товар на оптовом складе и успешно продавал его в розницу, тем самым покрывая свои студенческие расходы.

Еще один хороший способ — разместить объявление о том, что вы уже оказываете услугу или продаете товар, это поможет вам понять, есть ли спрос. Тем же методом можно определить и ценообразование — если никто не откликается, возможно, вы завысили цену.

Расходы — неотъемлемая часть бизнес-плана, их, кстати, спрогнозировать гораздо легче, чем доходы. Не торопитесь, продумайте все пункты, которые потребуют затрат — аренда помещения и оборудования, персонал, налоги и сборы, PR, SMM, маркетинг, дизайн и прочее. Теперь, вычтя из доходов расходы, вы увидите маржинальность. На этом этапе уже понятно, стоит ли идти дальше.

2. Подумайте, что может убить ваш бизнес

Риски — следующий важный пункт. Конечно, они сугубо индивидуальны в каждом сегменте. И многие невозможно просчитать сразу. Одним из моих несостоявшихся проектов была компания по продаже авиабилетов высокого класса. Идея была такова: благодаря бонусной программе, милям, я смогу продавать перелеты дешевле, чем авиакомпании или туроператоры. Идея казалась мне настолько хорошей, что я вложил в нее $50 тыс. Я собрал персонал, сделал сайт, построил модель продаж. Не отвлекаясь ни на что другое, занимался развитием проекта три или четыре месяца. Но чем больше я погружался в него, тем больше видел подводных камней.

Нанятая мной для оперативного управления команда не была знакома с потребностями нашей целевой аудитории. Это были простые ребята-программисты, которые с легкостью порвали бы любого в области криптографии или построения систем безопасности, но ничего не знали о том, на что обращают внимание люди, летающие первым классом. К этой целевой аудитории нужен особый подход, безукоризненный уровень сервиса и комфорта, который мои «ботаны» не смогли им дать, завалив продажи напрочь.

3. Проконсультируйтесь у тех, кто знает

Помните, вы не можете знать все. Лучше потратить небольшой бюджет и получить совет грамотного специалиста, чем потерять все средства из-за излишней самоуверенности. Второй моей ошибкой при попытке открыть компанию по продаже авиабилетов было то, что я понадеялся на свой опыт. Первая консультация у юриста открыла мне глаза на нюансы, о которых я не задумывался. Так, бонусная программа запрещает перепродавать или передавать мили в использование третьим лицам. И любая нештатная ситуация (задержка рейса, утеря багажа), при которой пассажир обычно обращается в авиакомпанию, вскрыла бы нашу схему. Что привело бы к блокировке аккаунта, где, по моим расчетам, единовременно могло находиться от 100 тыс. до 1 млн миль. Что, в свою очередь, полностью бы парализовало бизнес.

И, самое главное, осознайте, что промахи неизбежны. За 20 лет моего предпринимательства у меня тоже были просчеты, за которые пришлось дорого заплатить. Но я уверен, что именно ошибки в итоге помогли мне построить успешный бизнес. Сейчас у меня шесть действующих компаний, и я продолжаю рассматривать новые проекты для инвестиций. А мой бэкграунд напоминает мне обо всем, что важно предусмотреть и продумать до того, как открывать кошелек.

Ранее автор проекта «Люди вне профессии» Екатерина Гусева рассказывала +1Платформе, как сменить профессию в любом возрасте. Оказалось, что самым большим камнем преткновения в этом процессе часто оказывается страх.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Фотографии: Ketut Subiyanto / Pexels

Читайте также