Электросамокаты вне закона. Как навести порядок в кикшеринге

Автоэксперт Андрей Кашкаров объяснил, почему необходимо урегулировать правила дорожного движения для самокатчиков

С весны 2021 года по всей стране — в городах, где активна услуга проката самокатов с электрическим двигателем, — резко увеличилось число случаев наезда самокатчиков на пешеходов. Например, в Петербурге количество электросамокатов возросло втрое по сравнению с показателями 2020 года, а количество наездов на пешеходов — в десятки раз. Сегодня на петербургском рынке работают восемь кикшеринговых компаний, их совокупный парк оценивается в 12,5 тыс. самокатов.

Кикшеринг — система краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов по аналогии с каршерингом (услуга по аренде автомобилей) и велошерингом. Но, в отличие от них, кикшеринг может работать с привязкой к станциям проката или без нее.

Появился кикшеринг в США в 2017 году и быстро распространился в Европе — начиная с Франции и Испании. В России его шествие началось с Москвы в 2018 году. Сейчас сервис динамично развивается. Представители этого бизнеса объединяются для защиты своих интересов. В частности, работает Ассоциация операторов микромобильности.

Юридическое поле

Правовое поле для работы кикшеринга еще формируется. Оно, как локомотив, нагоняющий допущенное опоздание. В правилах дорожного движения четких правил пользования электросамокатами нет. Требования к лицам, которые управляют самокатами, и ограничения скорости также пока не зарегистрированы.

Если гражданин едет на электросамокате мощностью менее 250 Ватт, он считается пешеходом. Максимальный штраф для него в случае нарушения правил движения составляет 1,5 тыс. руб. (по статье 12.30 КоАП), но только в случае, если происшествие с самокатом не сопровождалось нанесением вреда здоровью другим людям и не спровоцировало аварийную ситуацию с угрозой жизни и здоровью окружающих.

А пользователи электросамокатов мощностью более 250 Ватт обязаны иметь права категории «М» — такой электросамокат по критерию мощности считается мопедом, и его водитель должен соблюдать правила дорожного движения. В случае нарушений к нему могут быть применены санкции, предусмотренные главой 12 КоАП для водителей транспортных средств, а сам самокат могут эвакуировать на штрафстоянку.

Ограничения на самокатчиков также пытаются накладывать региональные администрации с помощью добровольно-принудительных «соглашений сторон» и локальных актов. Также власти требуют от предпринимателей и сервисов аренды вводить ограничения скорости самокатов до 10-20 км/ч в местах с большим скоплением людей. К примеру, популярные в Петербурге и Выборге сервисы Whoosh и Urent под давлением властей ограничили максимальную скорость до указанных выше значений на Невском проспекте и некоторых центральных улицах. Это прописано в правилах пользования самокатами, их арендатор принимает перед получением услуги через приложение в смартфоне. Также запретили оставлять самокаты и передвигаться на них в ЦПКиО, Летнем и Михайловском садах, на острове Новая Голландия и в некоторых других местах. А в Выборге запрет на передвижение коснулся центральных площадей и городских парков, включая объект исторического наследия Монрепо. Другой сервис отредактировал в приложении зоны виртуальных парковок у метро и автобусных остановок.

Но несчастные случаи, несмотря на все меры по обеспечению безопасности, которые принимают власти и бизнес, все равно случаются. Недавно против компании-агрегатора Whoosh было возбуждено уголовное дело по статье 238 УК РФ (об оказании небезопасных услуг). Одним из поводов стало происшествие с солистом Мариинского театра Давидом Залеевым, впавшим в кому и едва не лишившимся жизни после падения с самоката.

В мае 2021 года в Петербурге было совершено сразу несколько наездов на электросамокатах на детей дошкольного возраста — двое из них были госпитализированы в тяжелом состоянии. В Невском районе мужчина, чья личность до сих пор не установлена, совершил наезд на ребенка и скрылся. Возбуждены уголовные дела по статье «причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности».

Люди не должны попадать под колеса, правила нужны

В первых числах июня 2021 года многие в Петербурге заметили, что самокаты одномоментно исчезли от вокзалов и остановок общественного транспорта. Перед этим два-три дня имеющиеся силы отделов МВД, включая оперативных сотрудников, по их территориям, были брошены на принудительную эвакуацию электросамокатов с улиц. На пару дней самокаты убрали и с улиц Выборга. Но и только. Полностью запретить сервис невозможно — юридически на это нет оснований, даже несмотря на отдельные трагедии. Растущая популярность самокатов тоже играет роль: «бизнес-модель» их проката оказалась эффективной для пополнения бюджета налогами.

В итоге в комитете по транспорту Петербурга решили, что «ограничения скорости передвижения самокатов должны контролировать сами разработчики сервисов с помощью программного обеспечения».

Юридический аспект привлечения к ответственности по теме кикшеринга по-своему интересен. Обстоятельства, при которых наступает ответственность по статье 238 УК РФ, определяются тем, что в действиях или бездействиях виновных должен быть доказан умысел. Вообще, все статьи уголовного кодекса правоохранители применяют при наличии триумвирата доказанных обстоятельств: время, место, способ. В некоторых обстоятельствах имеет значение и «умысел». Если хоть какой-то элемент из рассмотренных выше не доказан, прокуратура не утвердит возбуждения уголовного дела.

Правовое поле для регулирования работы кикшеринга предстоит совершенствовать. Пока оно довольно условное, «заплатки» на него лепят на ходу локальными актами местные администрации регионов. С другой стороны, тенденция по ужесточению наказаний и ограничительных мер видна (и уже давно) каждому, кто имеет возможность и желание анализировать обстоятельства и задумываться о происходящем в стране. И не исключено, что новые законы будут более «жестокими», чем старые с «заплатами».

Безопасность несовершеннолетних

Сегодня в правила пользования сервисом аренды самокатов пытаются вписать добровольно-принудительные ограничения по возрасту. Таковы требования представителей следственного комитета и администраций регионов после ряда трагедий на дорогах. Должен быть утвержден возраст, с которого можно пользоваться кикшерингом как услугой. Заинтересованные стороны приводят аргументы, будто «у шеринговых самокатчиков не вырабатывается достаточный опыт использования этого транспорта». Но это, на мой взгляд, уже второстепенно. Опыт достигается тренировкой. Нет условий, скоростных выделенных и безопасных трасс, нет и опыта. Пользователь смартфона может быть идентифицирован в приложении по возрасту, если сотовый телефон и сим-карта зарегистрированы на него. Это просто, если смартфон не дает возможность замены «карты» (к чему стремятся все производители современных сотовых аппаратов). Им тоже так проще контролировать пользователей и блокировать телефоны, в том числе по требованию силовиков.

Несмотря на то, что государство, в частности правоохранительные органы, включая ФСБ, уже много лет ведет борьбу с «серыми» сим-картами, сейчас все еще можно их найти на рынке.

Свобода предпринимательства

Понятно, что в обществе должен быть соблюден баланс интересов граждан. Но в ситуации, когда условия не созданы, предприниматели говорят о том, что бездумные и одиозные ограничения «сверху» могут уничтожить бизнес, и в этом есть разумное зерно. Если «давить» сверху ограничениями, то как поступит гражданин, особенно в нашей стране, где недоверие населения к власти исторически обусловлено и носит хронический характер?

Кризис недоверия социальных страт виден повсюду, даже в теме прививок. Итак, желающие передвигаться быстрее логично перейдут на индивидуальные электросамокаты. Контролировать скорость их передвижения аппаратными, программными и в целом принудительными средствами невозможно. Сотрудник ГИБДД с «радаром» на тротуаре? Нет — это сюжет не из нашей реальности.

Примерно так же в начале ХХ века «ломали копья» и злословили по поводу автомобилей и трамваев. А недавно поток претензий был направлен в сторону приезжих водителей такси. Досталось и каршерингу. А теперь и кикшерингу достается от «общественного мнения». Но всегда ли оно объективно? Пока, увы, нет.

Ранее +1Платформа рассказывала, что больше миллиона сообщений в рунете связаны с экологическими проблемами. Агентство «Kantar Россия» представило исследование «Устойчивое развитие глазами россиян» о том, что гуглят современные люди.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Фотографии: Yury Karamanenko / iStock

Читайте также