Стартапы и социальная ответственность: как это работает

Руководитель Фонда «Московский инновационный кластер» Анатолий Валетов рассказал, как стартапы становятся ответственными

Еще не так давно социальная ответственность брендов считалась прерогативой корпораций, у которых были средства для инвестиций в благотворительность. Но сейчас социальные и экологические проблемы вышли на первый план — они волнуют не только потребителей, но и сотрудников и инвесторов.

Фонд «Московский инновационный кластер» регулярно проводит конкурсы по таким направлениям, как SocialTech, ImpactTech, TravelTech, чтобы поддержать социально ответственный бизнес и помочь ему с развитием. Руководитель фонда Анатолий Валетов рассказывает, как стартапы становятся ответственными.

Какой бывает КСО

Прежде чем составить стратегию, как стартап будет внедрять и развивать корпоративную социальную ответственность (КСО), нужно расставить приоритеты и понять, чем проект действительно может помочь людям. Сформировать представление о потенциальном вкладе помогут пять вопросов:

  1. Как бизнес положительно или отрицательно может влиять на сотрудников, окружающую среду, локальное сообщество, клиентов и поставщиков?
  2. Какие у компании есть сильные стороны?
  3. Как основные потребности сообщества пересекаются с бизнесом?
  4. Какие КСО-инициативы есть у конкурентов?
  5. Какие у компании есть ресурсы, чтобы реализовать КСО-стратегию?

Но в основном корпоративную социальную ответственность рассматривают в трех направлениях.

Экологическая

Это про снижение воздействия на окружающую среду. Например, раздельный сбор мусора, безотходное производство, отказ от одноразовых материалов, снижение углеродного следа — все, что помогает спасти планету от медленного умирания.

Например, датчики и «умные» урны SmartCity Bin от компании Binology помогают справиться с проблемой сортировки отходов и мониторинга их накопления. IT-устройства используются в концепции «умного» города, суть которой в использовании датчиков и других гаджетов для контроля городской инфраструктуры. Одно из преимуществ системы — возможность построить маршрут сбора мусора с учетом пробок и тем самым оптимизировать логистику и расходы на топливо.

Социальная

Принцип заключается в том, чтобы защищать интересы определенных социальных групп или общества в целом — соблюдение прав человека, обучение персонала, участие в волонтерской и благотворительной деятельности.

Например, Netflix предлагает один год оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. При этом взять его можно в любое время: хоть в первый год жизни ребенка, хоть в пять лет. Другие же крупные IT-компании обычно предоставляют от 10 до 22 недель.

Экономическая

Здесь речь идет о внедрении решений, которые помогают компании расти в долгосрочной перспективе, а также об улучшении благосостояния общества. Например, это инвестиции в создание устойчивой продукции, проведение исследований с пользой для бизнеса и этическое отношение к клиентам и другим компаниям.

Канадский стартап RetiSpec разрабатывает инструмент для раннего обнаружения по глазам биомаркеров болезни Альцгеймера. Это распространенная форма деменции: в 2006 году заболевание диагностировали у 26,6 млн человек, а к 2050-му это число может вырасти вчетверо. Запатентованная технология RetiSpec использует машинное обучение и гиперспектральную визуализацию для выявления конкретных биомаркеров в сетчатке. С ее помощью медицинские работники могут обнаружить болезнь Альцгеймера на ранней стадии.

Как внедрять КСО

Ищите стратегических партнеров

Сервис FITVO продает товары для спортивного досуга и сотрудничает с платформой GlobalGiving. Компания отчисляет сервису проценты с продаж, которые идут на поддержку программ, делающих спорт доступным.

«Сбер», МТC, PwC используют сервис SOLA, чтобы заботиться о благополучии сотрудников. Приложение помогает измерить уровень благополучия и здоровья, а также дает советы, как начать вести здоровый образ жизни, затем помогает внедрить его и мотивирует сотрудников на позитивные изменения.

Выберите направление, которое максимально резонирует с компанией

65% людей не могут понять смысл социальной ответственности бренда. Поэтому чем ближе стартап связан с социально-ответственным направлением, тем он понятнее и привлекательнее для потребителей.

Будьте честны

Для компаний, которые называют себя более «зелеными» и экологичными, чем есть на самом деле, даже придумали термин «гринвошинг». Еще с 1960-х годов бренды используют движение за экологию и равенства для улучшения своего имиджа. А сам термин появился в 1986 году. Его придумал нью-йоркский защитник окружающей среды Джей Вестервельд: в своем эссе он рассказывал о том, как гостиницы призывают реже менять полотенца, чтобы якобы сохранить окружающую среду. Но на самом деле отели ничего не делали в эту сторону, а эта «зеленая кампания» была создана, чтобы экономить на прачечных.

Ранее карьерный консультант Валерия Вилисова рассказывала +1Платформе, какие изменения в профессиональной среде произошли с начала эпидемии коронавируса. В городах увеличился спрос на дизайнеров интерьеров и стали более востребованы услуги ветеринаров, а также сервисы, связанные с домашними животными.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Фотографии: Agencia Innn / Unsplash

Читайте также