Почему закон Росприроднадзора не нужен в цепочке управления отходами

Генеральный директор сервиса Ubirator Никита Никишкин — о проблеме взимания экологических неналоговых платежей

Счетная палата провела аналитическое исследование системы взимания экологических неналоговых платежей в России.

По итогам исследования в части, касающейся расширенной ответственности производителя и экологического сбора, в ведомстве пришли к двум выводам:

  • потенциальные организации-плательщики не полностью охвачены экологическим сбором;
  • поступления экологического сбора не обеспечиваются в полной мере.

Одной из причин указанных проблем являются недостатки в функционировании системы ЕГИС УОИТ (Единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров).

В экспертно-аналитических материалах содержится анализ концепции Расширенной ответственности производителя (РОП). Эта концепция требует от производителей и импортеров утилизировать отходы всей выпущенной на рынок упаковки.

Однако есть опасение, что мера является преждевременной в связи с недостаточной готовностью перерабатывающей отрасли страны. Поэтому экспертное сообщество предложило последовательное и обоснованное увеличение норматива утилизации для всех видов товаров и упаковки.

В то же время отсутствие инфраструктуры для переработки ОИТ (отходы от использования товаров, тары и упаковки) не является ключевым препятствием для введения с 2022 года 100-процентного норматива утилизации упаковки товара.

Мощности по утилизации различных видов упаковки товаров, функционирующие сегодня в стране, в штатном режиме не загружены на 100%. В периоды минимальной загрузки, например при отсутствии поставок сырья, мощности могут простаивать.

Сложившаяся ситуация связана в том числе с отсутствием в стране разветвленной и всеобъемлющей сети сортировочных и заготовительных пунктов.

Существующая сегодня инфраструктура заготовки вторсырья не может покрыть 100% потребностей заводов-утилизаторов. Развитие инфраструктуры заготовки вторсырья и поддержки предприятий, задействованных в данной отрасли как связующее звено между потребителями товаров и заводами-переработчиками, является одним из ключевых моментов эффективной работы системы РОП.

Одной из таких мер поддержки может быть участие компаний-заготовителей в цепочке РОП.

Но последние законодательные нововведения способствуют, скорее, обратному процессу и дают еще меньше простора для реализации субъектами РОП своих обязанностей. В частности, приказом Росприроднадзора от 30.04.2021 № 236 утверждена форма акта утилизации отходов от использования товаров. Она предусматривает только две подписывающие стороны и не предусматривает внесение изменений. Это исключает возможность участия в схеме исполнения РОП организаций-заготовителей вторсырья как посредников между заказчиком и заводами-переработчиками.

Подобная схема была реализована на практике до утверждения формы акта. Прозрачность и легитимность подобных операций подтверждается камеральными проверками Росприроднадзора. Так что настоящее положение вещей ущемляет права организаций — заготовителей вторсырья, которые, по сути, являются полноценными участниками РОП.

Поскольку утвержденная форма акта утилизации ОИТ носит временный характер (до 1 января 2022 года), целесообразно было бы пересмотреть указанную форму или вернуться к рекомендованной форме с утверждением списка данных, обязательных к внесению в акт. Это обеспечит прозрачность всей цепочки РОП.

Ранее +1Платформа рассказывала, что больше миллиона сообщений в рунете связаны с экологическими проблемами. В исследовании «Устойчивое развитие глазами россиян» опубликовали, что гуглят современные люди.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Фотографии: vm / iStock

Читайте также