Как fashion-бренды становятся экологичными

Эксперты Lamoda объяснили, что заставляет «зеленеть» модные бренды

По данным агентства по охране окружающей среды США, одежда занимает почти 6% всей площади американских свалок. В России от 3% до 7% твердых бытовых отходов на свалках — это текстиль.

Fashion-компании входят в лидеры по выбросам углекислого газа в атмосферу. По данным Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), производство одной пары джинсов соответствует выбросам 33,4 кг CO2-эквивалента. А в целом индустрия моды производит от 2% до 8% мировых выбросов углерода.

Компании по мере своих возможностей пытаются компенсировать углеродный след и снижать свое воздействие на изменение климата. Так, Gucci массово высаживает деревья, группа Inditex намерена к 2040 году сократить до нуля свой углеродный след, а GFG, материнская компания Lamoda, стала первым крупным есom-ретейлером в России с углеродно-нейтральной доставкой и обеспечила «зеленой» энергией все свои девять распределительных центров в Латинской Америке, СНГ, Юго-Восточной Азии, Австралии и Новой Зеландии.

«Мы достигли переломного момента, когда переход к низкоуглеродной экономике неоспорим. Впереди у нас большие планы по сокращению воздействия на окружающую среду и дальнейшая работа по снижению выбросов»

Джоанна Кентанс-Джеймс, директор по устойчивому развитию Global Fashion Group.

В 2019 году Adidas, Calvin Klein, Nike, Puma и десятки других мировых брендов подписали меморандум международной коалиции Fashion Pact G7, нацеленный на то, чтобы уменьшить экологический вред, наносимый текстильным производством. Был сформулирован ряд принципов устойчивого развития моды, которые становятся нормой для всего рынка. Главные из них — это сокращение углеродного следа, минимизация использования природных ресурсов, поддержка экологических инициатив.

Потребители также осознают важность защиты окружающей среды. И чем они моложе, тем сильнее обращают внимание на фактор экологичности. Согласно исследованию Retail Brew и Harris Poll, учитывают фактор экологии при выборе товара две трети миллениалов и представителей поколения Z, 55% представителей поколения X и 42% бумеров. Более того, молодые покупатели готовы платить больше за эко-френдли одежду.

Как работать с нераспроданным стоком

Бренды в среднем производят вещей на 40% больше, чем получается продать. Нераспроданная одежда лежит «мертвым грузом» на складах ретейлеров.

Проблем добавляют и так называемые «серийные возвращатели». В исследовании, проведенном Checkpoint, говорится, что каждый пятый клиент регулярно покупает одежду только для того, чтоб поносить, сфотографироваться в модном наряде и вернуть. А среди покупателей в возрасте от 16 до 24 лет так поступают 43%.

Согласно исследованию Barclaycard, половина товаров в сегменте «одежда и обувь», купленных в интернет‐магазинах Великобритании, возвращается обратно.

Перепродажа одежды

Самый очевидный способ избавиться от стоков — перепродажа со скидкой. Вторичный рынок одежды растет во всем мире. Как следует из отчета Resale Report 2021 (ThredUp и GlobalData), к 2025 году его объем составит $47 млрд. Основной движущей силой resale-тренда становятся молодые люди. 40% миллениалов и представителей поколения Z покупали подержанную одежду или аксессуары за последний месяц. На этом фоне растет популярность сервисов перепродажи одежды. Так, eBay в конце прошлого года стал партнером Optoro — площадки, которая обрабатывает миллионы предметов в год, в том числе помогая брендам избавляться от стоков. Вещи, которые нельзя перепродать, жертвуются в благотворительные фонды. Etsy, в свою очередь, приобрела популярную среди поколения Z платформу перепродажи одежды Depop за $1,6 млрд.

Вторая жизнь старых вещей

Еще один способ рационального потребления — ремонт вещей, бывших в употреблении. Недавно Nike заявила о начале программы Nike Refurbished, в рамках которой посетители фирменных магазинов бренда смогут сдать бывшую в употреблении обувь. При этом вещи, находящиеся в удовлетворительном состоянии, будут восстановлены и снова попадут на прилавки по более доступной цене.

Также у брендов популярен апсайкл, то есть переделка бракованных вещей или предметов старых коллекций. Есть даже бренды, которые специализируются именно на переделке старых вещей. Например, сотрудники Reformation скупают винтажные или нераспроданные вещи других брендов и перешивают их. Компания взяла обязательства переработать 500 тыс. предметов одежды в течение следующих пяти лет. Однако только с начала 2021 года уже смогла повторно использовать 357,3 тыс. предметов одежды.

Переработка в законе

В случае, когда вещь уже сильно изношена, ее можно переработать. Также в переработку идут отходы со швейных фабрик. Такие отходы стоят на 20–38% дешевле, чем новая ткань. Например, бренд сумок Arny Praht начала акцию Trade-in, в рамках которой клиенты сдают свои старые аксессуары на утилизацию. Если в собранных вещах есть материалы, которые можно использовать вторично, бренд выпускает лимитированные коллекции сумок из них. Так, прошлым летом вместе с проектом 99RECYCLE в Arny Praht сделали поясные сумки из вторсырья. А российский фонд «Второе дыхание» занимается переработкой одежды, которую люди сдают в специальные контейнеры. Вторсырье перерабатывается в трикотажную ветошь и волокно для стройматериалов.

Экологичные материалы

В последнее время покупатели строже следят за тем, из чего сделана их одежда. Споры «нужно ли отказываться от натурального меха» остались позади. Сейчас бренды постепенно уходят от использования натуральной кожи и тканей, производство которых пагубно влияет на окружающую среду. Например, онлайн-ретейлер ASOS не продает вещи, произведенные с использованием перьев, шелка, кашемира, мохера, ангоры и шерсти кролика.

Зато набирают популярность органические и эко-френдли ткани, например, конопля, крапива, бамбуковый лен, органические хлопок и соевая ткань, кожзаменители на растительной основе и так далее.

Испанская розничная группа Inditex, владеющая рядом брендов «быстрой» моды, таких как Zara, Pull & Bear и Bershka, обязалась к 2025 году полностью перейти на переработанные, экологически чистые и органические материалы. А в новой стратегии Bonprix говорится, что компания к 2025 году перейдет на 70% экологичных тканей и на 100% экологичной упаковки.

«У нас появился отдельный раздел — Lamoda Planet. Там представлены не только товары экологичной моды, но и „этичной“ (когда, например, пух и шерсть производятся без жестокости к животным), товары от благотворительных фондов, а также мода, которая помогает решать социальные проблемы — например, одежда для людей с инвалидностью или белье для женщин, которые победили рак груди. В этой категории представлены 12 тыс. товаров от более чем 500 брендов»

Оксана Костив, руководитель группы по корпоративной и социальной ответственности Lamoda.

Популяризация разумного потребления

Важным вкладом fashion-ретейлеров в дело устойчивого развития индустрии может стать экопросвещение потребителей. В Levi’s в 2019 году запустили программу по сбору ненужной джинсовой одежды. Ее либо направят нуждающимся людям, либо переработают.

А Lamoda запустила собственный подкаст под названием «Ни один кролик не пострадал». Первый сезон посвящен осознанному шопингу. Тема подкаста: «Как делать покупки, которые не только будут радовать, но и внесут свой вклад в сохранение природы и решение социальных проблем».

И в будущем наверняка появятся нестандартные и новаторские решения, которые сделают экологичную моду доступнее для всех.

Ранее +1Платформа рассказывала, что «ВЭБ-Арена» стала первым экологичным стадионом России. На территории контролируют обращение с отходами и занимаются экопросвещением посетителей.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Фотографии: Ksenia Chernaya / Pexels