Как НКО могут масштабировать бизнес: 9 стратегий

Где социальным предпринимателям искать возможности для экспансии, рассказывает Джеффри Брадах, основатель бостонской НКО Bridgespan Group

Социальные инноваторы давно научились «расширять» свои предприятия, чтобы помогать большему числу нуждающихся. Но возможности для экспансии сокращаются. Джеффри Брадах, основатель бостонской НКО Bridgespan Group, рассказал о стратегиях перехода на новый уровень.

Есть фраза: «Масштабируйте лишь то, что действительно работает». Это любимое выражение многих социальных предпринимателей и филантропов. Но часто возникает дилемма. С одной стороны — надежная программа с постоянным ростом. С другой — у нее не очень большой охват нуждающихся людей. Значит, нужен другой подход, чтобы уменьшить разрыв между тем, чего программа уже достигла, и тем, что только предстоит сделать. Как же добиться полномасштабных преобразований?

Я вижу девять перспективных стратегий для изменения проблемных областей социального сектора. Они отражают результаты всех известных экспериментов и могут увеличить импакт.

1. Используйте существующие платформы

Исторически так сложилось, что некоммерческий сектор — своего рода испытательный полигон для социальных инноваций. После того как НКО доводят свою программу до совершенства, возникает проблема: как перейти от пилотных проектов и редких презентаций к помощи широкому кругу нуждающихся? Один из способов — встроить программу в существующую сеть или систему, чтобы воспроизвести ее в сотнях, если не в тысячах мест. Правда, социальным предпринимателям придется отказаться от определенной доли контроля над своей организацией. Без этого не достичь желаемого масштаба.

2. Нанимайте (и обучайте) людей

Вместо того чтобы полагаться на одного партнера, можно научить несколько не связанных друг с другом НКО или других посредников привлекать к программе большее число нуждающихся. В некоторых случаях эти организации могут еще и снизить расходы, привлекая волонтеров.

При таком подходе организациям потребуется ряд новых навыков. Не только самостоятельно реализовывать программу, но и обучать других работе с ней. Это два совершенно разных процесса, и важно хорошо понимать, что нужно для успешного обучения.

3. Разделите программу на компоненты и масштабируйте самые эффективные

Успешные инициативы в социальном секторе обычно состоят из множества элементов, взаимодействующих друг с другом. Но как быть, если не все компоненты нужны? Если вы сможете определить те элементы, на которые приходятся большая часть импакта и наименьшие затраты финансов и сил, возможно, получится отделить их от остальных и масштабировать изолированно.

4. Используйте современные технологии

Технологии также могут снизить затраты на увеличение охвата и импакта программы. Есть небольшие организации, которые выкладывают обучающие видео в сеть, благодаря чему у них резко растет аудитория.

5. Развивайте всю отрасль

НКО и спонсоры, ориентированные на далеко идущие социальные изменения, понимают, что целей не достичь без совместной поддержки определенного количества организаций и отдельных специалистов. Ключевую роль здесь играют менеджеры по корпоративной политике, исследователи, общественные группы, рекрутеры, спонсоры, инвесторы и другие. В развитии отрасли чаще всего придерживаются одной из двух стратегий: либо привлекают больше внимания к проблеме, получая таким образом больше поддержки и финансирования, либо повышают эффективность тех, кто уже работает над решением проблемы. Но лучше сочетать эти стратегии. Нужно развивать лидерские качества участников, чтобы повышать продуктивность всей отрасли.

Инвестиции в развитие отрасли окупаются далеко не сразу, а их эффективность иногда сложно оценить. Но во многих случаях именно отсутствие соответствующих инвестиций в инфраструктуру, в том числе в В2В-функции (например, поиск талантов, финансирование и поиск партнеров для слияний и сотрудничества), серьезно ограничивает потенциал импакта.

6. Меняйте системы

Общественные системы — образования, ювенальной юстиции, детского права — взаимодействуют с огромными массами населения. Но слишком часто они не достигают полномасштабного импакта. Те, кто занимается реформированием общественных систем, часто идут по одному из трех путей: изменяют важнейший компонент системы; вдохновляют на перемены, демонстрируя на своем примере более эффективный подход; запускают программы по системным изменениям (или поэтапно меняют руководство).

Но надо помнить, что масштабные преобразования общественных систем требуют изменения самих систем. Иначе «плохая система вытеснит любую хорошую программу».

7. Участвуйте в политике

Государственное финансирование часто считается ключом к решению всех проблем для инициатив в социальном секторе. Например, нужный акт Конгресса США теоретически может быстро превратить стартап в национальный стандарт. Хорошо известные примеры: распространение хосписов по всей стране после получения компенсации затрат по программе Medicare; детские сады, которые поначалу представляли собой платные образовательные программы (и лишь в ответ на множественные запросы граждан получили государственное финансирование).

8. Не брезгуйте коммерческими моделями

Иногда коммерческая бизнес-модель может оказаться наиболее эффективной стратегией для достижения масштабных преобразований. В развивающихся странах именно бизнес помогает удовлетворить базовые потребности многих миллионов беднейших людей, обеспечивая доступ к здравоохранению, финансовым услугам, связи, сельскохозяйственным товарам, чистой воде, электричеству. Некоммерческие организации и филантропы могут сыграть решающую роль в раскрытии новых возможностей экспансии коммерческих предприятий, своим примером доказывая жизнеспособность нового рынка или бизнеса. Классический пример — микрофинансирование. Эта концепция возникла как проект, реализуемый некоммерческими организациями. Со временем рынки капиталов убедились в жизнеспособности этой бизнес-модели и вложили средства в ее развитие.

Но коммерческий подход применим не в любой ситуации. Вряд ли он поможет справиться с проблемами, вызванными конфликтом между стремлением к большей прибыли и увеличением импакта.

9. Измените взгляды, убеждения и привычки людей

Для определенной категории проблем полномасштабный импакт требует изменить взгляды, убеждения, привычки множества людей и превратить это в новую социальную норму.

Для этого многие организации создают неформальные сети по принципу «равный — равному». Такой подход основан на идее, что многие нормы и обычаи формируются обществом, а значит, масштаб некоторых изменений можно увеличить, лишь задействовав само общество. Многие особо тяжелые проблемы социального сектора, часто связанные со здравоохранением, образованием и уголовным правосудием, коренятся в поведении, которое можно изменить аналогичным образом.

Независимо от выбора стратегии следует учитывать несколько моментов:

  • Четко определите ожидаемый результат. Вашей главной целью должно быть решение проблемы (а не просто расширение успешной программы).
  • Сосредоточьтесь на точно работающей импакт-единице: нет смысла масштабировать то, где импакт еще не доказан.
  • Переосмыслите капитализацию: все стратегии масштабных преобразований требуют иного подхода к капиталу.
  • Инновации тоже помогут снизить затраты: одно из главных препятствий на пути полномасштабных преобразований — это их стоимость.
  • Не забывайте работать со спросом: для полномасштабных преобразований требуется и стимулировать, и тормозить спрос, формировать и предложение, и собственные запросы.
  • Инвестируйте в новые возможности: масштабные изменения часто требуют значительных инвестиций в расширение. Спонсоры должны брать на себя такого рода риски.
  • Задействуйте общество: успех стратегий масштабных изменений часто зависит от участия общества в реализации возможного решения проблемы.

Перенос действительно работающих практик на уровень полномасштабных изменений станет главной задачей социального сектора в ближайшее десятилетие. Нужно проверить, какие стратегии действительно жизнеспособны, усовершенствовать их и в конечном итоге изменить способ мышления и действий людей для решения проблем отдельных стран и всего мира.

Ранее +1Платформа рассказывала, как НКО оформить отношения с контрагентами. Цель НКО — помогать людям, а не зарабатывать деньги. Поэтому правовые вопросы в их деятельности часто отходят на второй план. В результате в партнерских отношениях с другими организациями НКО могут оказаться юридически незащищенными.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Фотографии: fizkes / iStock

Читайте также