Как творческая индустрия развивает экономику

Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций, руководитель проектного офиса хакатона «Цифровой прорыв» Сергей Плуготаренко — о связи креатива и бизнеса

По разным оценкам, вклад креативной экономики в мировой ВВП составляет от 3% до 6,1%, и от 2% до 7%, на уровне отдельных стран. Креативная экономика меняет саму структуру экономической и социальной деятельности в развитых странах. Англо-американская модель креативной экономики, в которой культура представляет собой еще один элемент экономической активности и подчиняется законам рынка, противопоставляется франко-континентальной модели. В такой модели культура — это общественное благо, которое должно получать поддержку государства.

Креативные индустрии, как и многие другие сферы, сильно пострадали от пандемии. Театры, концертные залы, музеи и кинотеатры закрыли свои двери для посетителей на длительный срок, и пока действуют ограничения, не могут продавать билеты на все посадочные места. По отчетам ЮНЕСКО, снижение оборота креативных индустрий составило от 20 до 40% в некоторых странах, а сокращение валовой добавленной стоимости оценивается в 750 миллиардов долларов США. Другое следствие пандемии — это ускорение цифровых трансформаций в сфере культуры. Технологии стали использоваться по-новому творческими профессионалами и самой аудиторией, что привело к созданию инновационных моделей производства и потребления.

Креативные индустрии в России

В отечественные креативные индустрии вовлечены 5 миллионов человек, это менее 10% всех занятых в стране. При этом в России культурная сфера имеет большой потенциал развития, а ее рост до пандемии был выше, чем в других отраслях. По оценкам Агентства стратегических инициатив (АСИ), вклад креативной экономики в ВВП составляет 4,37% или 4,8 трлн руб. А исследования ВШЭ показали интересные характеристики российских представителей креативных индустрий: они довольны оплатой по результатам групповой работы больше, чем оплатой, привязанной к индивидуальному труду; имеют высокую лояльность к рынку как к способу работы сектора; у них почти отсутствуют конфликты с руководством (о них заявили лишь 4% респондентов).

Драйвер государственного развития переходит от сырьевых отраслей к отраслям креативным. Творчество во всех сферах экономики стало рассматриваться как бизнес, за которым стоят инвестиции, и который может представлять значимую долю национального валового продукта. Для стимулирования развития креативной экономики в России планируется поддержка на государственном уровне.

Так, рассматривается закон, который предполагает развитие инфраструктуры креативного предпринимательства, введение специальных налоговых режимов и льгот, а также преференции для предпринимателей, создающих новый экономический ресурс на основе интеллектуальной собственности. Стоит отметить, что развитию креативного предпринимательства помогает и новый федеральный проект «Придумано в России».

Влияние creator-экономики

За последние несколько лет произошел настоящий бум creator-экономики или, как ее еще называют, «экономики увлечений». А пандемия только ускорила ее развитие, благодаря переходу к удаленному формату работы. Creator-экономика находится на стыке креативных индустрий и гиг-экономики. Последняя представляет собой систему, в которой специалисты задействованы в проектной работе, или же сотрудничают через онлайн-платформы, соединяющие заказчиков и исполнителей. Ожидается, что к 2023-му году оборот гиг-экономики достигнет 455,2 миллиарда долларов США.

На сегодняшний день в creator-экономике задействовано более 50 миллионов человек по всему миру, 2 миллиона из которых — это профессионалы, получающие высокий доход. Например, заработная плата раскрученных блогеров не уступает доходу системных инженеров. Профессии креаторов стали намного более привлекательными для поколения Z: 30% детей в США и Великобритании хотят стать блогерами, а не врачами или юристами. Они стремятся к творческой самореализации, гибкому рабочему графику и ограничению стресса в своей жизни. В нашей стране creator-экономику во многом подстегнул закон о самозанятых, который появился в России в 2019 году. Креаторы теперь могут получать прозрачный доход за свой труд и сотрудничать через многочисленные платформы, зарабатывая на создании контента.

Связь творчества и инноваций

Творчество лежит в основе инноваций, поэтому формирование творческой среды и развитие креативных индустрий играет такую важную роль в инновационном развитии. Страны, которые сумеют правильно использовать и монетизировать имеющийся у них творческий потенциал, смогут преуспеть не только в креативной экономике, но и в других сферах, в том числе — в цифровой экономике. Лидерами по доле креативных индустрий в экономике являются Италия (6,1% от доли ВВП), Великобритания (5,8%) и Австралия (5,7%). Эти страны формируют целые стратегии по развитию креативных индустрий, определяют их влияние на формирование национального самосознания, сохранение мультикультурности, развитие межкультурного диалога и повышение качества жизни в целом. Креативная экономика оказывает воздействие и на устойчивое развитие страны: она основана на бизнес-моделях, использующих возобновляемые ресурсы, такие как интеллектуальный и творческий капитал.

Отдельно стоит отметить, что креативная экономика влияет на создание рабочих мест — по всему миру в креативных индустриях занято около 30 миллионов человек. Одновременно она предоставляет больше возможностей для трудоустройства молодежи в возрасте от 18 до 25 лет, чем любая другая сфера занятости.

Креативные индустрии воздействуют на общественное здоровье и благополучие, ведь жизнь в творческой среде позволяет реализовать личный потенциал, повышает вовлеченность в общественную жизнь и снижает уровень стресса.

Ранее эксперт Skyeng рассказывала на +1Платформе, почему образование будущего должно быть похоже на Netflix. По ее мнению, современные люди не готовы самостоятельно делать выбор и предпочитают делегировать принятие решений экспертному сообществу.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Фотографии: Bara Cross / Pexels

Читайте также