5 мифов о российских дорогах, которые пора развеять

Финансовый директор группы компаний «Автобан» Юлия Штрек развенчивает мифы о строительстве отечественных магистралей

Сегодня дорожно-строительная отрасль в России активно развивается. На смену устаревшим приходят новые методы, правила, материалы и технологии. Однако многие люди до сих пор уверены, что в нашей стране все дороги плохого качества и что так будет всегда. Юлия Штрек, CFO группы компаний «Автобан», рассказывает, какие мифы о строительстве трасс существуют и как обстоят дела на самом деле.

Миф 1. Цифровизация в дорожной отрасли до нас не дошла

Цифровизация — главный тренд в дорожно-строительной отрасли, в том числе в России. И не просто тренд, а закон: постановление Правительства РФ от 05.03.2021 № 331 декларирует переход на BIM-технологии (Building Information Modeling). Теперь все объекты, на строительство или реконструкцию которых пойдут средства из бюджета, будут реализовываться при помощи информационных моделей. Это правило распространяется на договоры, контракты по которым будут заключены после 1 января 2022 года. BIM-технология — современный подход к строительству, в основе которого лежит создание цифрового двойника (модели) объекта. Цифровые двойники дорожной инфраструктуры нужны для рационального планирования, сооружения и эксплуатации дорог. Важно подчеркнуть, что уже сегодня мы строим умные дороги с использованием информационных моделей.

Кроме того, большим шагом на пути к цифровизации отрасли стало создание группой компаний «Автобан» консорциума для разработки IT-платформы на основе BIM-технологии, которая объединит участников дорожно-строительного рынка и позволит оптимизировать все процессы.

Миф 2. Асфальт нельзя класть в дождь и снег

У нас довольно часто в дождь и снег ведутся работы по укладке асфальта. Это действительно можно делать, если соблюдать все меры предосторожности. Росавтодор в своих методических рекомендациях официально разрешил укладку асфальта при неблагоприятных погодных условиях от 5 ºС до −10 ºС, а также при выпадении осадков.

Во время дождя и снега укладка горячих асфальтобетонных смесей возможна после предварительных подготовительных работ. До выпадения осадков для качественной сцепки слоев на основание будущей дороги рекомендуется нанести битумную эмульсию или жидкий битум.

Если дождь уже кончился, то для того, чтобы просушить основание, можно использовать продувку воздухом. Скопившуюся воду необходимо убирать с помощью механических щеток.

При работах после снегопада, чтобы добиться сцепления будущего покрытия с основанием, дорогу очищают от снега и льда, затем просушивают и прогревают с помощью специальной машины — терморазогревателя. Существуют и требования к температуре асфальтобетонной смеси во время укладки и уплотнения при дожде или снеге — она должна соответствовать строгим стандартам. А вот в случае выпадения обильных осадков укладка асфальтобетонных покрытий действительно запрещена.

Миф 3. Качество российских дорог уступает европейскому

Сегодня дороги в России строятся по новым стандартам. И многие наши трассы не уступают по качеству европейским. Примером может служить недавно построенная Центральная кольцевая дорога (ЦКАД) в Москве. ЦКАД — цифровая автомагистраль, которая по праву может считаться одной из самых современных дорог в Европе. При ее строительстве были использованы все достижения дорожно-строительной отрасли: от всевозможных детекторов, метеостанций, видеокамер до системы безбарьерной оплаты проезда free flow.

В России применяют все современные методы проектирования и покрытия, включая дренирующий асфальтобетон, геосинтетические материалы, суперпейв, которые делают движение безопасным и комфортным. Например, покрытие из дренирующего асфальтобетона, разработанное специалистами компании «Автобан», во время дождя отводит воду с дороги, обеспечивает максимальное сцепление колес и полотна, улучшает видимость за счет отсутствия водяного тумана, снижает шум.

Дорожное покрытие в России уже начинают укладывать по новым стандартам. Так, благодаря использованию комплексов из широкозахватных асфальтоукладчиков с ультразвуковыми и лазерными системами, катков с GPS, системами автоматического контроля различных параметров и перегружателей возможна скоростная бесшовная укладка асфальтобетона.

Миф 4. От пробок на наших дорогах избавиться невозможно

Среди причин возникновения пробок — нерациональная конструкция дорожной инфраструктуры, строительство новых дорог, несогласованность работы светофоров, ошибки самих водителей. Строительство и расширение дорог приводит к увеличению заторов, подталкивая людей к покупке авто и создавая иллюзию, что где-то появилась та самая свободная дорога. Чем больше водителей выберут этот «свободный» путь, тем выше вероятность образования пробки.

Пробки на дорогах давно никого не удивляют, а вот тот факт, что существуют эффективные инструменты борьбы с заторами, известен не всем. Прежде всего, это диджитализация дорожно-строительной отрасли. Например, в Москве с 2011 года началось построение умной транспортной системы, которая связывает светофоры, информационные табло, различные датчики, системы фотовидеофиксации на участках с высокой аварийностью. Например, умный перекресток способен пропускать транспорт в среднем оперативнее на 26%. Чтобы разгрузить дороги, люди должны пересесть с личных авто на автобусы, трамваи и троллейбусы. Перед городами стоит задача сделать общественный транспорт комфортным, экономически выгодным и быстрым.

Миф 5. В России дороги не ремонтируют

Одна из главных причин, по которой дороги нуждаются в ремонте, заключается в том, что в России практически нет дорог на бетонном основании, в отличие, например, от Германии, где половина автобанов цементобетонные, или от США, где таких трасс 60%. Мы укладываем асфальт и открываем дорожное движение, ведь сейчас наша главная цель — связать все регионы дорогами. Укладка бетонного покрытия требует строжайшего соблюдения технологии, а работать с асфальтом гораздо проще. Конечно, асфальтобетон в условиях все возрастающих нагрузок быстро деформируется, на нем появляются колеи, и такое покрытие требует частого ремонта. А если нарушить правила укладки бетона, то придется не просто латать яму, а перекладывать весь участок дороги.

Что касается ремонта дорог, то он проводится в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В 2020 году в нормативное состояние приведено 145 млн м² дорожного покрытия. В этом году в 84 регионах было реконструировано, отремонтировано и построено около 16 тыс. км дорог.

Важно, что в России качество дорожной инфраструктуры постоянно улучшается, а значит, в будущем ремонт будет требоваться значительно реже.

Ранее +1Платформа рассказывала, что «ВЭБ-Арена» стала первым экологичным стадионом России. На его территории контролируют обращение с отходами и занимаются экопросвещением посетителей.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Фотографии: ser-alim / iStock

Читайте также