Незрячие люди могут выглядеть модно и стильно

Автор проекта «Модный незрячий» Янина Урусова — о том, как развивается инклюзивный рынок моды

За последние пять лет мир моды начал активнее двигаться в направлении устойчивого развития не только в плане экологии, циклических процессов, recycling и upcycling, но и устойчивости с точки зрения социальных процессов, в частности инклюзии.

Люди с инвалидностью, пожилые люди, которые никогда не были в центре внимания моды, сейчас, наконец, оказываются на подиумах самых знаковых мероприятий индустрии. Это помогло им увидеть себя в качестве клиентов модельеров. Так, например, за 2019-2020 годы поиск модных адаптивных продуктов онлайн увеличился на 80%.

Многие думают, что люди с инвалидностью — это нишевый рынок. На самом деле, это развивающийся рынок (emerging market), который подвержен таким же законам, как и остальные новые рынки. По официальным данным, более чем 15% населения земного шара — это люди с инвалидностью. И, конечно же, они не существуют в безвоздушном пространстве: у них есть друзья и семьи. В их окружение попадает более 73% населения нашей планеты. Мы видим, что это, действительно, большой рынок.

Еще буквально за последние два года произошла очень важная смена парадигмы. Если раньше, когда мы делали проект Bezgraniz Couture, мы приглашали людей с инвалидностью и как равноправных экспертов, и как моделей на подиум. Мы видели в них клиентов, но все-таки это был «наш» проект для «них». А сейчас ситуация изменилась: люди с инвалидностью, незрячие люди, стали нашими заказчиками.

Когда идеолог проекта Татьяна Белова позвонила мне и пригласила проконсультировать проект «Модный незрячий», я поняла, что мир изменился. Теперь не мы придумываем проект, а мы консультируем проект. Это совершенно разные вещи.

Я рада, что очень много студентов из проектов «Нетология», Skillbox, Fashion factory, БВШД и профессиональных стилистов откликнулись на наш запрос. Более того, интерес к проекту проявили несколько ретейлеров и бизнес проектов из мира моды. Это говорит о том, что у нас в результате получится устойчивая успешная и полезная история. Давайте посмотрим, что говорят участники и партнеры проекта о его ценности.

«Чаще всего, когда незрячему человеку нужно купить одежду, приходится просить о помощи окружающих людей. Сначала это родители и близкие. И они, конечно, выбирают одежду на свой вкус. Какой вкус у старшего поколения, такую одежду ты носишь. При этом появляется много стереотипов. Например, мне в детстве всегда говорили, что черный стройнит — нужно покупать черное. И только когда я уже стала взрослой, я узнала, что дело не в цвете, а в фасоне, то есть, стройнить может не цвет, а одежда, правильно подобранная. И это совершенно не связано с цветом»

Юлия Васильева, PR проекта «Модный незрячий», психолог-консультант, член сборной Москвы по пара-велоспорту.

У незрячих людей много таких стереотипов, потому что они сами не видят, как выглядит человек в той или иной одежде. Они рассуждают так: «Я не вижу, как выгляжу я. Я не могу посмотреть в зеркало, я не могу посмотреть на окружающих, в чем они ходят, как выглядят и так далее. Поэтому приходится доверять все время чьему-то вкусу».

В детстве это могут быть родители или друзья. Но чем старше становится человек, тем это сложнее — у всех свои дела, все очень заняты. Трудно подобрать общее время, чтобы сходить, например, с подругой в торговый центр и выбрать все, что нужно. А иногда бывает, что, проведя в ТЦ целый день, человек все равно ничего не покупает, потому что и зрячим, и незрячим людям, если это не стилисты, сложно подбирать одежду. Ее сейчас много, глаза разбегаются. Люди копаются в ней, долго ищут, потом примеряют — что-то не то. Можно потерять много времени и ничего не купить.

«Свою миссию я вижу в том, чтобы связать проект со школами стилистов, с различными людьми, которые имеют вес в индустрии моды, с теми, кто имеет влияние, с ретейлерами. Очень здорово, что многие из тех, к которым мы обратились, откликнулись и пришли посмотреть на проект. Мы видим в этом большую перспективу и надеемся, что незрячие люди будут включены в ближайшее время в индустрию, будут иметь равные возможности со всеми остальными, будут выглядеть стильно и модно. Мы должны им в этом помочь»

Ольга Штейнберг, управляющий партнер коммуникационного агентства Sees Group.

Сотрудники очень хотят помочь незрячему человеку, когда он приходит в магазин, но чаще всего не знают как. Например, когда незрячий покупатель приходит в магазин, консультант не знает, как взять его за руку, можно ли ему что-то сказать или нельзя, он ходит вокруг и говорит «Пойдемте за мной», показывает рукой, потом понимает, что покупатель не понял — возникает такая неловкая ситуация для обоих. Конечно, бывает можно выбрать что-то с консультантом. Во-первых, это зависит от консультанта, во-вторых, от того, что человек хочет купить.

Если это какая-то спортивная одежда, с ней проще. Одежду для тренировок в спортивных магазинах можно выбрать либо самостоятельно, либо с помощью специалиста.

А если это одежда повседневного стиля, в которой нужно идти на работу, на мероприятие, на праздники, вечерняя одежда и так далее, то ее уже, на мой взгляд, с консультантом выбрать практически невозможно, потому что у консультанта свой вкус и иногда свой интерес — ему нужно продавать определенные бренды.

От новой службы стилистов я ожидаю, что сами незрячие люди научатся понимать, что им нужно. Здесь дело не только в стилистах, которые, может быть, не всегда знают, как работать, но и в самих незрячих людях, которые не всегда знают, как объяснить, что хотят, что им нравится и не нравится. Например, человек знает материал на ощупь, он приятный, он хорош к телу, к лицу, но как он называется — не знает.

Я бы очень хотела, чтобы с помощью наших стилистов сами незрячие люди научились понимать, что они хотят, что им подходит по фигуре, какие цвета им подходят, почему именно это им подходит. Соответственно, чтобы сами незрячие люди стали более грамотными, более образованными в теме стиля, цветов, выбора одежды, составления гардероба и так далее.

А от стилистов, конечно же, я жду совместной коммуникации, понимания того, что мы вместе делаем, то есть желания понять, помочь и объяснить. Очень важна совместная коммуникация между клиентами и стилистами. И если мы поймем друг друга, это будет означать, что наш проект удался.

«Мы обратили внимание на уже давно существующий рынок, на большую категорию людей — это люди с особыми потребностями в моде, люди с инвалидностью, это женщины, прошедшие через рак груди. Все это правильно, но сколько еще всего предстоит сделать! Как сделать так, чтобы наши модели, нашу одежду, обувь, косметику увидели, правильно поняли, правильно считали? Ведь дело не только в текстах, которые можно поставить, но и в тональности, и в качестве, и в глубине погружения, и в том, что у нас представлено на сайте, насколько это будет нужно, правильно и востребовано — еще много вопросов. И как классно было бы, чтобы действительно людям, которые видят хуже, чем мы, или совсем не видят, было легче одеваться в интересные наряды, соответствующие случаю, чтобы им было комфортно это делать»

Оксана Костив, менеджер по устойчивому развитию Lamoda.

Ранее +1Платформа делилась информацией, как начать карьеру в сфере кибербезопасности. Часто специалисты в этой области зарабатывают хорошие деньги, выполняя заказы западных компаний на удаленке. А также такой режим работы подходит для людей с инвалидностью.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Фотографии: проект «Модный незрячий»

Читайте также