Эмоциональный менеджмент: дорога сквозь стресс

Что такое эмоциональная компетентность и как ее развивать — рассказывает Антон Кушнер, руководитель платформы корпоративного благополучия «Понимаю».

Каждый год 24 марта в мире отмечают Международный день борьбы с депрессией. Его цель — привлечь внимание людей к проблемам психического здоровья.

Триггером для развития депрессии служат различные стрессовые события и травмирующие обстоятельства, а также невыраженные эмоции. Всех нас сейчас тревожат события в мире и далеко не каждый человек может об этом с кем-то поговорить и открыто выразить свои чувства.

Люди носят в себе массу вредных установок о том, что чувства лучше держать при себе и не проявлять, тем более на работе. Сотрудники думают, что выражение эмоций в офисе будет воспринято, как некомпетентность. Поэтому тщательно их скрывают. Но важно понимать, что противоречивые чувства, вытесненные в бессознательное, — это пусковой механизм для эмоциональных реакций. А эмоциональный фон влияет на личную эффективность каждого сотрудника.

Умение распознавать эмоции подчиненного и управлять ими — это ключ к продуктивной совместной работе. А способность контролировать и «настраивать» собственное состояние — прямой путь к повышению личной эффективности и к продуктивной работе.

Менеджмент эмоций

Чтобы разобраться в термине «эмоциональный менеджмент», можно провести аналогию с финансовым менеджментом. Чтобы управлять денежными потоками, нужно понимать откуда берутся деньги, что из себя представляет валюта, как и за что можно расплачиваться той или иной купюрой и др.

Аналогично для управления эмоциями важно понимать, с чем вы имеете дело, то есть анализировать свои чувства и чувства окружающих, а также оценивать, как проявление ваших эмоций отражается на другом человеке. Эмоциональный менеджмент — это способность осознавать, принимать и контролировать свои, а также чужие, эмоции. Толерантность в принятии и осознании эмоций у себя и окружающих — необходимо для каждого из нас.

Любой человек имеет право на мнение и видит картину мира по-своему. Важно, чтобы чувства каждого имели выход. Выражайте эмоции и не копите их в себе. Ведь они могут разрушать вас изнутри и привести к негативным последствиям, ухудшению психологического состояния или проявлению психосоматики.

Например, вас раздражает плохая погода. Осенью и зимой солнечный день — явление редкое, а серость за окном мы наблюдаем намного чаще. Если вы осознаете свои эмоции и можете самостоятельно с ними справиться, лучше выражайте и обсуждайте их.

Если плохое настроение из-за ненастной погоды погружает вас в уныние и апатию, а самостоятельно справиться с этим состоянием не удается, стоит обратиться за помощью к психологу. Когда эмоция или ситуация является регулярной, деструктивной и мешает вам в повседневной жизни, следует разобраться в причинах чувств со специалистом для улучшения качества жизни. Ведь когда мы получаем травму, мы идем к травматологу и не ждем, что все само собой пройдет. Так и с ментальным здоровьем, не пренебрегайте помощью специалиста.

Понять и пережить

Для руководителя способность осознавать свои эмоции и чувства, определять и идентифицировать их у себя и окружающих — полезный навык, помогающий решать практические задачи и достигать поставленных целей в работе.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации. Умение осознавать эмоции свои и подчиненных является необходимой составляющей развития кадрового потенциала, а также развития soft skills у работодателя.

Для руководителей сегодня существуют специальные программы по умению идентифицировать у себя и у подчиненных наличие психологических проблем и правильно их адресовать. Это как обучение правилам поведения при несчастных случаях на производстве. Если у вашего подчиненного есть проблемы с гневом или, наоборот, он постоянно рассеян, стоит обратить на это внимание и направить его за специализированной помощью. Такие программы в компании могут быть разработаны HR-руководителем или взяты с рынка.

Сотрудников в наше время работодатели оценивают не только по уму и навыкам, но еще и по качеству отношений с другими и с самим собой. Поэтому важно развивать в себе эмоциональную компетентность. С чего начать? С осознания происходящего. Не поддавайтесь эмоциям, особенно негативным, не делайте выводов под воздействием чувств и не предпринимайте резких движений во время гнева. Учитесь отделять чувства от себя и оценивать ситуацию, спровоцировавшую их. Если вы сможете разделять себя и свои эмоции, то научитесь контролировать их и корректировать. В момент злости дайте себе пережить это чувство, сделайте дыхательную практику или медленно посчитайте до десяти. Если негативные эмоции вызваны, например, рабочей перепиской и вы не уверены в правильности своей реакции в моменте, стоит дать себе некоторое время и отправить ответное письмо позже. Это базовые рекомендации, которые полезны для любого человека.

Личные качества для эффективной работы

Существует ряд личностных качеств, которые работодатели особенно ценят в сотрудниках, но развивать эти качества рекомендовано всем. Они позволяют человеку повышать собственную эффективность, сохранять ментальное здоровье и продуктивно работать.

1.Самосознание

Умение понимать собственные чувства позволяет человеку грамотно управлять своим состоянием и принимать верные решения. Часто это свидетельствует о том, что он обладает критическим мышлением, умеет оценивать себя и собственные силы, что полезно в работе.

2.Самообладание

Навык управления своим состоянием будет способствовать облегчению работы, а не вредить ей. Также, контролируя свои реакции, человек может быстрее восстанавливаться после эмоциональных встрясок и оставаться в строю для достижения глобальных целей на длинных дистанциях.

3.Мотивация

Для того, чтобы пройти путь к цели у человека должно быть истинное побуждение, которое будет вызывать в нем инициативность, заставлять идти к цели шаг за шагом, сохраняя эффективность и упорство, несмотря на вероятные препятствия.

4.Эмпатия и уважение к окружающим

Эти качества помогают человеку не только в коллективе, но и просто в обществе, поддерживать гармоничные отношения с окружающими и находить с ними точки соприкосновения.

5.Непринужденность в общении

Качество, которое особенно важно, если человек умеет контролировать собственные эмоции и проявлять тактичность в различных ситуациях. Это позволяет ему находить общий язык с разными людьми, а сотруднику в работе — убеждать и направлять коллег, сглаживать противоречия и налаживать сотрудничество даже при непростых обстоятельствах.

Ранее +1Платформа рассказывала, что три четверти топ-менеджеров верят в финансовую выгоду устойчивого развития. Аналитики выяснили, в чем выражается интерес бизнеса к целям, которые поставила ООН.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Фотографии: Vidar Nordli-Mathisen/Unsplash

Читайте также