Почему кризис может ускорить развитие шеринга в России

Соосновательница онлайн сервиса аренды вещей Next2U.ru Екатерина Крайванова — о новых возможностях для рынка аренды вещей

Малый бизнес, к которому относится большинство профессиональных игроков рынка аренды вещей, сейчас переживают очень сложные времена. Высокая неопределенность и постоянно меняющиеся условия работы, резкие скачки спроса на фоне общего напряжения и изменение цен на всё — только малая часть проблем.

Одним из самых существенных ударов для многих небольших прокатов стали проблемы с соцсетями. На прошлой неделе Тверской суд Москвы признал компанию Meta, которая владеет сетями Facebook и Instagram, экстремистской организацией. Суд поручил немедленно прекратить в России работу уже заблокированных Роскомнадзором соцсетей компании.

Многие прокаты вещей вынуждены были прекратить работу с этими соцсетями за несколько дней до этого — после того, как стало известно о блокировке и возможных проблемах. При этом некоторые прокаты до последнего момента получали основной трафик именно из Instagram и таргетированной рекламы в нем. Особенно это было актуально для свадебной индустрии, вечерних платьев, товаров для фотосессий и детских товаров.

Чем можно заменить Instagram? Кто-то начал работу с Вконтакте и Телеграмом, кто-то запустил или продолжил развитие собственного сайта и его SEO-продвижения.

Дело в том, что состояние кризиса для отрасли за последние два года стало уже привычным, насколько это вообще возможно. Поэтому все, кто перенес пандемию и остался на рынке, стали более устойчивыми и гибкими в принятии решений: вывели на аутсорс грузчиков и логистику, чтобы в случае чего не нужно было кардинально сокращать штат, обосновались на площадях, которые предоставляют гибкие условия, предусмотрели финансовую подушку, чтобы хотя бы 1-2 месяца продержаться без прибыли, у некоторых появились альтернативные способы заработка.

Как ни парадоксально, но представители прокатов смотрят в будущее с оптимизмом. Самой сложной для отрасли стала первая неделя после начала событий на Украине, когда жизнь по-настоящему замерла. Было ощущение, что все арендаторы ждали, что будет дальше, закупали продукты и товары первой необходимости. Потом появились санкции, стало понятно, что жизнь продолжается, хоть она уже не станет прежней.

Есть и факторы, которые могут стимулировать рост сегмента аренды и шеринга вещей даже в этих условиях. Например, уход брендов одежды масс-маркета с рынка России может изменить структуру спроса на наряды для выпускных вечеров: те, кто раньше выбирал покупку недорогого платья, скорей предпочтет аренду брендового наряда на конкретное мероприятие.

Свадебные стилисты прогнозируют, что люди со средним и выше среднего достатком чаще будут обращаться за арендой нарядов, чем покупать их по ценам вдвое-втрое выше докризисных. А отсутствие поставок новой бытовой техники в Россию может запустить дополнительный тренд на шеринг — проще не покупать себе очередную игровую приставку или робот-мойщик окон, а брать в краткосрочную аренду для однократного или периодического использования.

С этической точки зрения, да и с позиции логики, пока сложно назвать текущий кризис временем возможностей. Рынок шеринга, как и многие отрасли в России, сейчас находится в состоянии серьезного стресса и максимальной неопределенности. Вместе с тем, шеринг, обилие прокатов самых разных вещей — уже достаточно развитая сфера в крупных городах России, которая на ближайшее время может удовлетворить запрос потребителей по многим категориям товаров, возможных для совместного использования. Этот кризис может существенно ускорить рост популярности экономики шеринга в России.

Ранее +1Платформа рассказывала о новом исследовании ТИАР-Центра и РАЭК, которое посвящено комплексному подходу к решению проблемы нерационального использования продовольствия в России. Он поможет сократить объем пищевых отходов на 60%, а это 10,77 млн тонн в год.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Фотографии: Karolina Grabowska/Pexels

Читайте также