Могут ли отечественные стартапы заменить зарубежные компании в России

Эксперты корпоративного акселератора GenerationS — о новых возможностях для малого бизнеса в кризис

Основные экономические новости последних недель касаются новых санкций, которые иностранные государства вводят в отношении России. А наша страна, в свою очередь, разрабатывает инициативы, направленные, в том числе, на поддержку малого и среднего бизнеса, о котором часто забывают, когда речь заходит о глобальных процессах в экономике. Между тем, многие стартапы сегодня находятся на перепутье: закрываться? искать инвесторов? активизировать деятельность в новых нишах? Рассказываем о возможностях для малого бизнеса, которые появляются в условиях кризиса.

Планы и реальность

Прошлый год был успешным для российских стартапов, многие планировали поиск инвесторов и заключение новых контрактов в 2022 году. По данным Inc.Russia, в конце минувшего года объем российских венчурных инвестиций составил почти $1,8 млрд против примерно $300 млн годом ранее. Шестикратный рост обещал бурное развитие в 2022 году, но сейчас бизнес многих стартапов приостановлен.

После введения санкций в отношении России, многие представители СМИ обратились к экспертам с просьбой обозначить перспективы развития отечественной экономики. Оценки специалистов разошлись от «кризис — время возможностей» до «ничего хорошего в сложившейся ситуации не будет». Что уже очевидно:

  • Российские венчурные фонды сократят или уже сократили программы финансирования. В таких условиях объемы поддержки стартапов в 2022 году, безусловно, уменьшатся.
  • Те российские стартапы, которые не теряют надежды выйти на зарубежные рынки (а теоретически такая возможность у них все еще есть), могут попасть под санкции во время дополнительной проверки иностранных партнеров, если в их структуре владения или финансирования обнаружат (или просто заподозрят) присутствие людей, которые уже находятся под санкциями.
  • Открывается азиатский рынок и активизируются инвесторы из этого региона.
  • Многие компании малого и среднего бизнеса вынуждены сменить иностранных поставщиков, с которыми были налажены устойчивые связи.

Поиск своего пути

Какой бы пессимистичной не виделась экономическая картина сегодня, специалисты подчеркивают, что возможности для роста и развития российского бизнеса остаются. Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в конце марта 2022 года представили интересное исследование, посвященное тем странам, которые в современной истории уже сталкивались с санкциями. В документе обозначено несколько вариантов действий для преодоления экономического спада. На что специалисты предлагают обратить внимание?

1. Сотрудничество с государством

В условиях кризиса роль государства всегда усиливается, и в выигрыше оказываются те, кто находят с ним точки соприкосновения. Например, в марте 2022 года для компаний малого и среднего бизнеса начали работать три кредитные программы.

  • Программа стимулирования кредитования бизнеса «ПСК Антикризисная» предусматривает кредитование и рефинансирование предпринимателей на оборотные и инвестиционные цели по ставке до 8,5% годовых.
  • Программа «ПСК Инвестиционная» предполагает, что средний бизнес сможет получить кредиты по ставке до 13,5%, для малого и микробизнеса — ставка до 15%.
  • Программа «ПСК «Оборотная» Банка России предполагает, что средние предприятия будут получать кредиты по ставке до 13,5%, остальные — до 15%.

2. Выход на доступные внешние рынки

Президент РФ Владимир Путин 20 апреля во время заседания наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей» заявил, что в текущих условиях малый и средний бизнес мог бы активизироваться в совместных российско-китайских деловых проектах.

3. Поиск сильного партнера

Не стоит ждать, что санкции скоро снимут. Как показывает практика, их вводят быстро, а снимают долго. Поэтому малому и среднему бизнесу надо не ждать, а действовать — самостоятельно искать сильного стратегического партнера.

4. Поиск своей ниши

Одной из главных проблем на российском рынке сегодня является разрушение сложившихся цепочек поставок сырья, комплектующих, упаковки, субстанций и т.д. Даже если какие-то товары не исчезнут с рынка, они станут значительно дороже. А значит, начнется миграция потребителей к новым брендам, что часто происходит в условиях кризиса. Российским стартапам это может быть выгодно: люди начнут пробовать новое.

Шанс для российского производителя

В марте Правительство РФ утвердило перечень 70 отраслей, которые больше всего пострадали от санкций. Представители малого бизнеса в этих отраслях в 2022 году могут воспользоваться кредитными каникулами — взять отсрочку по возврату кредита или уменьшить размер платежей в течение льготного периода.

Поддержку в этом году получат стартапы в области производства пищевых продуктов, напитков, текстильных изделий, одежды, торговли, технического обслуживания, издательский бизнес, теле- и радиокомпании и многие другие. И для каких-то из них 2022 год станет временем прорыва, надо лишь использовать все предоставленные возможности.

Где и как российским стартапам искать свое место на рынке? Приведем несколько примеров из разных отраслей.

Бытовая химия

Уход с российского рынка иностранных производителей бытовой химии не может остаться незамеченным. Например, одним из последних в апреле 2022 года заявил об уходе концерн Henkel (бренды «Момент», «Пемолюкс», Persil, «Пемос», Losk, «Ласка», Vernel и др.). Масштаб работы у стартапов совсем другой, но в этой отрасли есть отечественные разработчики. Например, с 2015 года на рынке работает компания Forsal, которая производит более 70 продуктов для ухода за одеждой, обувью, уборки. А в самом конце 2020 года инвестиционный фонд «ТилТех Капитал» объявил о том, что выделит инвестиции в размере от 5 до 10 млн рублей на развитие компании.

Одежда

Потеря иностранных производителей одежды для российского рынка также ощутима: закрыты все магазины Uniqlo, Reserved, Cropp, Sinsay, Mohito, Nike, Adidas, Levi’s и другие. В этой области есть перспективные российские стартапы. Например, компания Factory Base, которая помогает молодым модельерам находить партнеров и поставщиков для реализации своих идей. Создали этот стартап молодые предпринимательницы, которые сначала попробовали самостоятельно наладить производство одежды. Поняв, какие трудности есть на этом пути, они поменяли идею бизнеса и организовали площадку для налаживания партнерства.

Туризм

Сфера туризма за последние годы пережила немало кризисов. Сначала были пандемийные ограничения, а сегодня затруднены и авиаперевозки, и получение виз,и бронирование отелей. В этих условиях рынок внутреннего туризма будет расти, конкуренция на нем усилится. Стартапам придется искать новые варианты решений проблем. В качестве примера успешного проекта можно привести стартап Travel Inspirator. Его основательница начала дело в сентябре 2020 года, на пике пандемии, а уже через несколько месяцев выручка превысила 1 млн рублей. Стартап занимается продажей онлайн-гидов, которые содержат полезную и актуальную информацию: куда поехать, что посмотреть, где остановиться, на чем ездить. На его сайте также есть чат, в котором можно обсудить путешествие.

Производство полупроводников

В нашей стране сегодня есть всего два крупных микроэлектронных завода — «Микрон» и «Ангстрем-Т». Они ведут успешные разработки в области создания отечественного IT-оборудования, в том числе процессоров, но без поставок иностранных комплектующих обойтись не могут. А крупнейший в мире производителя полупроводников TSMC отказался от сотрудничества с Россией. Это шанс для местных компаний.

Выпуск фармацевтических субстанций

В конце 2010-х годов половина активных фармацевтических субстанций поставлялись в Россию из Китая. Собственное производство развито очень слабо, так как покупки в Китае и Индии обходятся гораздо дешевле.

Как найти друг друга?

В числе отраслей, которые пострадали от санкций больше всего, называют производство автозапчастей, картона, упаковки, авиационных двигателей и т.д.

Многие импортные товары имеют отечественные аналоги, просто местные производители пока не имели возможности заявить о себе. Сегодня они смогут это сделать с помощью нового сервиса, разработанного Минпромторгом совместно с Электронной торговой площадкой «Группы Газпромбанка» и Агентством по технологическому развитию.

С помощью этого сервиса заказчики могут публиковать запросы на приобретение товаров, а поставщики отправлять им свои предложения. В системе есть два тэга — «импортозамещение» и «санкционная продукция», облегчающих поиск российских аналогов.

Возможно в ближайшее время мы станем свидетелями появления новых предложений на рынке импортозамещения, и новых возможностей для компаний, которые хотят заявить о себе.

Ранее +1Платформа рассказывала, почему стартапам все возрасты покорны. В современной истории бизнеса много примеров успешных и эффективных проектов как совсем юных предпринимателей, так и бизнесменов весьма почтенного возраста.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Читайте также