Как кооперация поможет производителям «зеленой» бытовой химии и косметики

Пять важных вопросов развития рынка в новых условиях обсудили участники круглого стола, организованного Экологическим союзом

В меняющихся экономических условиях некоторые привычные эко-товары могут полностью исчезнуть из ассортимента. Не исключены также взлет цен и появление фальсификата. Чтобы этого не допустить Экологический союз предложил кооперацию производителям экологичной косметики и бытовой химии, а также поставщикам сырья и ретейлу. Тему обсудили участники круглого стола, который объединил 50 компаний и затронул важные вопросы развития отрасли.

1. Что будет с запросом на экопродукцию?

Сегмент «зеленой» косметики и бытовой химии в последние годы показывает устойчивый рост. По данным исследования Kantar 2022 года, потребители активно избегают неэкологичных продуктов, активные покупатели «зеленых» товаров готовы тратить больше. Однако в условиях кризиса покупательское поведение меняется. Исследование компании GfK показывает, что за первый месяц нового кризиса люди стали больше экономить. При этом качество продукции и ее состав по-прежнему остаются важными. Но занимают второе и третье места в списке покупательских приоритетов. В том же исследовании отмечается возросшая тревожность покупателей, снижение эмоционального состояния.

«В условиях кризиса для покупателя становится важна опора на вечные ценности. Здоровая среда — это та ценность, которая может объединить бренд и покупателя. Экологическая повестка всегда актуальна и запрос на „эко“ не уйдет. Поэтому эффективной стратегией маркетинга может стать предложение экопродукта»

Юлия Грачев, директор Экологического союза.

Но важно при этом быть максимально честными с потребителями. В условиях усиления конкуренции может стать еще больше гринвошинга — продуктов, которые не имеют оснований называться экологичными.Оградить бренд от гринвошинга поможет руководство UNEP по правильному позиционированию экопродукции. Согласно гайдлайну наиболее надежный способ доказать экологичность — экосертификация.

2. Какие возможности есть в сфере сертификации?

В некоторых случаях подтверждать соответствие продукции экостандартам стало сложнее. Трудности носят разный характер.

  • Ограничения в международном сотрудничестве

Возникли ограничения в сотрудничестве с международными системами сертификации. Например, приостановила работу система FSC. Также скандинавская экомаркировка «Северный лебедь» официально объявила об отзыве сертификатов у российских компаний и прекращении дальнейшей сертификации. Сужаются возможности для получения органик-сертификатов.

  • Дефицит импортного сырья

Компаниям становится сложнее соответствовать органическим стандартам из-за сложностей с доставкой импортного сырья.

  • Цена

Помимо логистических проблем, возросла и стоимость иностранных компонентов. Это влияет на конечную цену продукта и многим покупателям он может стать не по карману.

Сделать продукт одновременно экологичным и доступным позволяют экостандарты и сертификация по жизненному циклу. В мире этим инструментом уже активно пользуются производители и ретейл. Например, экомаркировки по жизненному циклу имеют линейки косметических брендов Jonsons, Mild, Änglamark, Jordan. Многие ритейлеры широко используют такие экомаркировки для разработки зеленой бытовой химии СТМ — Ашан, Сarrefour и другие.

В России тоже много брендов бытовой химии с экомаркировкой по жизненному циклу, в том числе с российским «Листком жизни». Например, этим знаком отмечены продукты собственной торговой марки Gardenica сети «Магнит».

3. Есть ли альтернативы органик-стандартам?

Как и органик-маркировки, сертификация по жизненному циклу гарантирует безопасность продукции для здоровья человека. Особое внимание уделяет заботе о планете — борьбе с изменением климата и загрязнением окружающей среды. В системе оценки по жизненному циклу нет требований к происхождению компонентов, они могут быть животного, растительного или синтетического происхождения. При этом обязательное условие — отсутствие запрещенных характеристик у ингредиента.

Между двумя системами есть точечные различия в стандартах и в процедуре оценки. Но в целом, если компания проходила проверку у органических сертификаторов, то может достаточно легко приспособиться к работе в системе сертификации по жизненному циклу.

Но в России действует много организаций, которые выдают сертификаты нелегально. Экомаркировка по жизненному циклу, которая имеет аккредитацию ФСА и признана на международном уровне Всемирной ассоциацией экомаркировки, на сегодняшний день в России одна — это «Листок жизни».

4. Что можно сделать для доступности экологичного сырья?

Барьер, который напрямую влияет на производство экопродукта и тесно связан с внедрением экостандарта и сертификацией, — это снижение доступности экологичного сырья. Из-за логистических проблем многие компании испытали перебои с поставкой сырья.

«Возникла очень серьезная проблема из-за роста стоимости сырья и перевозок. Заблокировано авиасообщение, затруднены железнодорожные и автомобильные перевозки, есть дефицит контейнеров. В связи с этим возникает дефицит и увеличение сроков поставок. Но на данный момент не существует угрозы полного отсутствия импортного сырья»

Валерия Широкородова, руководитель товарного направления по косметическим активам, пигментам и красителям компании Leko Style.

В связи с логистическим кризисом многие поставщики и производители столкнулись с появлением «слепых зон» и отсутствием достоверной информации о ситуации на рынке. Для этого необходима постоянная открытая коммуникация с поставщиками и ретейлерами. Кроме того, производителям нужно формировать адекватные объемы запаса сырья.

Экологический союз предлагает производителям экспертизу сырья на соответствие экологическим требованиям. Это упростит производителям поиск экологичного сырья, а поставщикам сырья позволит с уверенностью заявлять о его экологичности.

5. Как снизить удорожание экопродукции на этапе сертификации?

Сертификация в системе с надежной репутацией предполагает финансовые вложения — это внедрение требований стандарта и оплата самой сертификации. И производители, и ретейл заинтересованы в оптимизации затрат на экопродукцию при сохранении качества.

Для того, чтобы в кризисный период у компаний было больше возможностей для создания экологичного продукта по доступной цене, Экологический союз подготовил временные и постоянные меры поддержки, как для обладателей «Листка жизни» и для компаний, заинтересованных в его получении. Они позволяют снизить затраты на сертификацию, а также учитывают перебои с сырьем, технологиями и иными ресурсами.

Помимо этого, Экологический союз разработал экостандарт для сертификации контрактных производств. Это позволит производителям и ретейлерам без труда найти площадку для изготовления экологичной продукции. Если производство уже имеет экомаркировку «Листок жизни», стоимость сертификации продукции будет существенно меньше, а процесс оценки будет проходить быстрее.

Ранее +1Платформа рассказывала, что в России появились «зеленые» гаджеты. Ноутбуки HONOR первыми в стране получили экомаркировку «Листок жизни».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Читайте также