Как управлять звуковыми впечатлениями в городе?

Руководитель управления по транспорту Фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров от том, как снизить уровень шума в мегаполисах

Кирилл Жанайдаров, руководитель управления по транспорту Фонда «Сколково» объясняет, как снизить шумовое воздействие транспорта в мегаполисах и почему абсолютная тишина в городе — это тоже плохо.

В городах становится тесно

Через тридцать лет население Земли ещё больше урбанизируется. В London School of Economics прогнозируют, что доля городских жителей к 2050 году превысит 75% и составит 7,2 млрд человек.

Сами мегаполисы будут развиваться по пути уплотнения и интенсивного использования территорий. Это мы уже видим в Москве на примере застройки бывших промзон, пустырей и пространств вдоль железных дорог, а также повышения этажности новых домов и плотности микрорайонов.

Чтобы люди могли комфортно жить в новых условиях, нужно позаботиться об уменьшении шумового загрязнения уже сейчас.

Вопросы здоровья

Чрезмерный шум вреден для человека. Он может влиять на центральную нервную систему (вызывать раздражение и агрессию), сердечно-сосудистую систему (повышать артериальное давление) и даже приводить к потере слуха.

Если перевести проблему на язык чисел, то уровень звука выше 40 дБ влияет на глубину сна, выше 50 дБ — увеличивает частоту дыхания и пульса, при 70 дБ — сужаются кровеносные сосуды. Поэтому в России есть санитарные нормы по допустимому уровню шума: в квартире днем он не должен превышать 55 дБ, а ночью — 45 дБ.

В столице же 70% территории подвержены сверхнормативному шумовому загрязнению. В антирейтинге самых громких мегаполисов мира Москва и Петербург входят в топ-15. Решение проблемы транспортного шума — задача во многом инфраструктурная и может занять много лет. Хорошая новость в том, что над ней уже работают.

Идет-гудет «зеленый» шум

Существуют различные решения, которые помогают снизить шумовое воздействие ещё на этапе проектирования городов. Например, уменьшение количества полос на дорогах, искривлениемагистралей и поднятие области пешеходных переходов вровень с тротуаром инстинктивно заставляет водителей замедляться. Делают они это независимо от наличия запрещающих знаков и камер контроля. Как это работает, можно увидеть в столице, на ул. Большая Дмитровка — там ещё в 2013 году сократили дорогу с двух полос до одной, установили массивные столбики и тем самым спровоцировали снижение скорости автомобильного потока.

Следующий шаг для подобных улиц — высадка деревьев, которые постепенно заменяют столбики. Естественная преграда в виде стволов, а также снижение видимости из-за листвы мотивируют водителей снижать скорость. Дополнительно зеленые насаждения помогают немного снизить шум от дороги. Но эти решения не являются панацеей — высадка деревьев подходит для небольших дорог, но не для магистралей.

Скорость — не проблема

Любые разговоры о снижении скорости в городе — с помощью знаков, в результате сокращения количества магистральных полос или изменения геометрии улиц — обычно сталкиваются с противодействием автомобилистов. Им кажется, что это уменьшит пропускную способность дороги и создаст пробки.

Однако в городское среде корректировка скоростного режима даже по парижскому сценарию (в столице Франции действует ограничение в 30 км/ч) не приведёт к ухудшению транспортной ситуации. Проблема — в сочетании «бутылочных горлышек», перепадов ограничений скорости и необходимости частых перестроений. Это приводит к неравномерному движению потоков, а допуск +20 км/ч повышает вероятность ДТП, которые часто становятся причиной пробок.

Отдельно стоит отметить, что ограничить скорость вообще на всех дорогах в городе до 30 км/ч никто не предлагает. В ГИБДД утверждают: к вопросу стоит подходить индивидуально. Другими словами, автомагистрали, шоссе и хорды будут ехать так же быстро, как раньше.

«Мягкое» полотно — решение для магистралей

Решить проблему шума от крупными автомагистралей сложнее. Во-первых, звукопоглощающие и звукоотражающие экраны действуют только на расстоянии до 30 метров от источника шума. Если его увеличить, эффективность панелей сильно снижается.

Во-вторых, не везде экраны выглядят эстетично: их сложно представить на Тверской улице или Садовом кольце. Высадка деревьев вдоль 10-полосных магистралей тоже не сможет кардинально поменять ситуацию с шумом.

В-третьих, скорость на подобных артериях можно будет снизить только после массового сокращения числа личных автомобилей на них. Люди должны сделать выбор в пользу общественного транспорта, такси, каршеринга, велосипедов и самокатов. Это задача более сложная и долгая.

Уменьшить шум от автомагистралей поможет борьба с его источниками. Например, в Польше научились производить «тихий» асфальт. Шум от покрышек снижается на 3-6 дБ благодаря включению в состав полотна битума резины из измельчённых использованных покрышек. Положительно на уменьшении гула от магистралей скажется и массовый переход от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к электромобилям, ведь их двигатели работают бесшумно.

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

Несмотря на существующие заблуждения и даже протесты из-за шума трамваев, этот вид транспорта может быть тихим. Это доказывает опыт европейских столиц, например, Парижа и Амстердама. 90% шума создает не сам трамвай, а полотно, по которому тот идет. Московский опыт показывает: благодаря уменьшению числа рельсовых стыков, использованию шумоизоляционных матов из резины и войлока и других решений те же составы начинают двигаться значительно тише.

Колеса на электричестве

Бесшумность электробусов, электромобилей, электровелосипедов и самокатов имеет обратную сторону медали. Этот транспорт настолько тихий, что пешеходы и другие участники дорожного движения не слышат его приближения. Понимая проблему, в ООН разработали обязательные требования для всех типов электромобилей по минимальному шуму для предупреждения пешеходов. А в Министерстве транспорта США назвали бесшумные электромотоциклы опасными. В России требования к электротранспорту тоже сформулированы и, по всей вероятности, вступят в силу в 2023 году.

Созданием искусственного звучания для электродвигателей занимаются целые компании. Например, в Thor Avas, резидент Фонда «Сколково», работают 50 человек — в команде есть звукорежиссёры, инженеры, акустики, операторы, продакшн и менеджмент. Решение комплексное и должно учитывать сразу несколько параметров: скорость транспорта, положение педали газа, в городе находится машина или за его пределами, время суток (шумовые ограничения днем и ночью разные) и так далее.

Помимо увеличения безопасности общественного транспорта, звуковое брендирование делает его узнаваемым не только по цвету, но и на слух. Например, лондонские электробусы уже имеют свой фирменный звук. В мэрии города надеются, что со временем он станет таким же символом столицы Великобритании, как знаменитые красные двухэтажные автобусы.

Этот кейс показывает, что с развитием науки и техники мы постепенно переходим на качественно новый уровень в формулировке вопроса: от «Как снизить уровень шума от транспортной системы города?» до «Как управлять звуковыми впечатлениями в городе?» И со временем мы сможем сделать звучание мегаполисов более комфортным, несмотря на сложности урбанизации.

Ранее +1Платформа рассказывала про «транспортную филантропию» и такси. О своем опыте рассказали в компании Gett, которая внедрила практику сотрудничества с НКО для социальной поддержки.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Читайте также