Как привлечь кадры в строительную отрасль

Эксперты компании ROCKWOOL о том, как строительным компаниям преодолеть кадровый голод

Вклад строительной отрасли в ВВП России в 2021 году достиг 14,4 трлн руб., а число занятых в ней людей составило 11,1 млн человек (это 15% от общего объема работающих в стране). Именно дефицит кадров называют главным сдерживающим фактором для развития отрасли. Как переломить ситуацию, размышляет Евгения Андреева, эксперт по подбору персонала компании ROCKWOOL Russia, производителя решений из каменной ваты.

Спрос превышает предложение

Строительство входит в топ-3 сфер по потребности в рабочей силе — согласно аналитике hh.ru, на строительные профессии приходится 16% от всех актуальных вакансий в стране. При этом на одну вакансию в сфере «Строительство, недвижимость» приходится всего 1,5 активных резюме — это признак острой нехватки кадров.

По данным Министерства строительства РФ, до 2030 года в отрасль необходимо привлечь от 1,5 до 2 млн человек. Но общий выпуск соответствующих специалистов в сфере высшего образования составляет 30 тыс. человек в год, а в среднем профессиональном образовании — 45 тыс. человек. Уже сейчас очевидно, что этого недостаточно, и крупнейшим представителям отрасли необходимо подключаться к решению проблемы.

Сложности с персоналом сегодня испытывает не только строительная, но и многие смежные отрасли. Основная причина — последствия демографического кризиса 1990-х годов. Сказался на ситуации и отъезд мигрантов. По данным мониторинга экономической ситуации РАНХиГС, на 1 мая в России находилось 3,35 млн трудовых мигрантов, что на 18% меньше, чем в доковидном 2019 году, но на четверть больше по сравнению с 1 мая 2021 года. Таким образом, объем иностранной рабочей силы в стране постепенно восстанавливается. Но это происходит медленнее, чем необходимо для сферы строительства.

При этом ключевой момент — это низкая популярность индустрии на рынке труда. Согласно результатам Randstad Employer Brand Research, строительство в России уступает нефтегазовой отрасли, сфере бытовой техники и электроники, автобизнесу, производству сетевого и телекоммуникационного оборудования, а также транспорту.

Во многом низкая привлекательность отрасли связана с тем, что продукты, которые производят строительные компании, это не самые заметные на потребительском рынке товары. Гораздо более узнаваемы, а значит, и более привлекательны для специалистов начального уровня те индустрии, чью продукцию люди видят ежедневно.

Кроме того, профильных вузов в стране не так уж много. И на выходе специалистов в строительной отрасли мало, а вот работы для них все больше. Если подходить к вопросу глобально, то нужно заниматься популяризацией профессий, связанных со строительством. Выпускники старших классов также нуждаются в информации по тому кругу специальностей, которые не потеряют популярность в ближайшие годы и будут востребованы. Таким образом, они смогут более целенаправленно поступать в ВУЗы, которые готовят профессионалов в сфере строительства.

Как привлекать работников на стройку

Классическая реклама профессий не работает. Все мы больше склонны верить обычным людям, которые могут честно рассказать о работе в конкретной компании. Поэтому нужно делать все, чтобы сотрудники стали амбассадорам бренда: с удовольствием рассказывали о том, где и как они работают. Это расширяет сеть контактов, а симпатия к бренду работодателя растет.

При этом лояльность сотрудников к бренду работодателя не должна быть искусственной. Чтобы люди сами хотели рассказывать о своей компании, нужно создать несколько условий:

1. Достойная заработная плата

Это очевидный базовый момент. По данным, предоставленным аналитиками hh.ru, средние зарплатные ожидания инженеров ПТО в Москве — около 130 тыс. рублей, прорабы рассчитывают в среднем на 100 тыс. руб., монтажники, штукатуры, электромонтажники — на 70–80 тыс. руб. И чем больше профессиональный опыт соискателя, тем выше запросы.

2. Адекватные и безопасные условия труда

Это принципиально важный фактор для работников строительной сферы. По нашим наблюдениям, одна из распространённых причин увольнений по собственному желанию в строительстве — изношенная инфраструктура и устаревшее оборудование либо попросту его отсутствие.

3. Стабильность и надежность компании

Это фактор, влияние которого обострилось в штормовой экономической ситуации.

4. Устойчивое развитие

Это комплекс мер в компании, направленных на сохранение окружающей среды. Они очень влияют на имидж компании в глазах и начинающих, и уже опытных специалистов.

5. Культура обратной связи в компании

Это очень важный инструмент. Мы, например, ежегодно проводим исследование мнений сотрудников, их вовлеченности, мотивации во всех странах присутствия бренды. По итогам прошлого года, показатель удовлетворенности и мотивации сотрудников составляет 82 и 90 баллов (из 100 возможных), что выше средних значений по компании и индустрии.

Кроме того, есть смысл работать над тем, что сотрудники говорят о вашей компании, и здесь принципиально важны честные отзывы. Недавно мы активировали такую возможность на своей странице работодателя на hh.ru: любые соискатели могут зайти и увидеть отзывы о работе в компании.

В сложившихся условиях не стоит рассчитывать, что ситуация с кадрами в строительстве резко изменится. Столь выраженный дефицит закрыть сложно, и этот рынок еще долго будет рынком соискателя. Но работодатели имеют все ресурсы, чтобы изменить отношение к отрасли как таковой — и в перспективе нескольких лет это даст свои плоды.

Ранее +1Платформа рассказывала, почему бизнесу выгодно заботиться об экологии. К 2030 году ESG-инвестиции в мире составят $1 трлн. Но эти деньги не всегда приносят пользу природе и обществу.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Фотографии: iStock

Читайте также