Как бизнесу стать eco-friendly

Директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково» Олег Перцовский — о том, как бизнес может стать «зеленым», чтобы привлекать больше инвестиций.

ESG-повестка становится все более актуальной. Мода на экологически ответственное поведение крепнет не только среди обычных людей, но и в корпоративной культуре. Более того, «недостаточно зеленым» компаниям сложнее привлекать инвестиции: фонды хотят инвестировать как в технологии, так и в сохранение экологии планеты. О том, как бизнесу стать eco-friendly, рассказывает директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково» Олег Перцовский.

Три волшебные буквы

Россия к 2024 году планирует отправлять на обработку 60% бытовых отходов и на утилизацию — 36%. Страна намерена на 22% сократить выбросы в воздух, уменьшить до нуля число городов с высоким уровнем загрязнения воздуха. Таковы цели нацпроекта «Экология».

Добиться этих результатов можно лишь совместными усилиями: государство должно совершенствовать экологическую политику, стартапы — разрабатывать новые технологии для охраны окружающей среды, а финансовый сектор — стимулировать рублем компании, которые ответственно подходят к защите окружающей среды.

Переходя на корпоративный уровень обычно рассматривают достижение целей устойчивого развития через призму применения ESG-принципов, основанных на трех больших направлениях.

1. «Е» (Environmental, «экологический»)

Это все, что касается вопросов охраны окружающей среды (включая защиту воздуха и водных объектов), вопросов минимизации образования и складирования твердых отходов, энергоэффективности, сокращения углеродного следа. Это направление максимально связано с технологиями, поскольку все эти задачи, в значительной степени, могут быть реализованы именно за счет внедрения инновационных решений. И именно этот элемент чаще всего и ассоциируется у всех с устойчивым развитием, но, справедливости ради, надо сказать, что он далеко не единственный.

2. «S» (Social, «социальный»)

Это отношение компании к людям: персоналу, поставщикам, партнерам, клиентам, местным сообществам. Бизнесу необходимо следить за условиями труда, вкладываться в социальные проекты, в том числе и в сфере экологии регионов функционирования предприятий. И здесь тоже возникают не только финансовые и организационные, но и технологические аспекты, в первую очередь, в сфере охраны труда и промышленной безопасности.

3. «G» (Governance, «управление»)

Это качество корпоративного управления. Здесь главными показателями являются права акционеров, прозрачность отчетности, обоснованность зарплат руководства, антикоррупционные меры. Этот параметр влияет как на эффективность работы всей компании как в настоящем, так и на ее планы по развитию в будущем.

Как стать eco-friendly

Независимое рейтинговое агентство RAEX-Europe опубликовало обновленный список российских организаций с самым сильным «зеленым» трендом. Лидером рейтинга стала энергетическая компания «Энел Россия». В десятку также вошли такие промышленные гиганты, как НЛМК, «Полиметалл», «Лукойл», «Северсталь», «Роснефть». В сфере телекома лидируют «ВымпелКом» и МТС, а самый экологичный банк — МКБ.

Что нужно бизнесу для того, чтобы делать свою работу более eco-friendly и оправдано ли это в текущих условиях?

1. Работа с источниками негативного влияния на экологию на предприятии

Это выбросы в атмосферу, сбросы в водную среду, полигоны бытовых и промышленных отходов. Здесь можно применять принцип экономики замкнутого цикла 3R — reduce, reuse, recycle. Например, горячие дымовые газы могут быть использованы для получения тепловой энергии, некоторые шламы можно применять в дорожном строительстве и таких примеров может быть очень много. Часть решений по повторному использованию и переработке может оказаться оправданной экономически.

2. Рациональное использование энергии

Эта задача включает энергоэффективность и выбор источников энергии. Если мы используем меньше энергии в хозяйственной деятельности, то, по сути, меньше загрязняем окружающую среду теми выбросами, которые происходят при ее производстве. Поскольку энергия стоит денег, эта история наиболее интуитивно понятна в экономическом плане. Если говорить о европейской экономике, там очень многие показатели привязаны к углеродному следу — к выбросам СО2, которые, во многом, являются обратной стороной объемов потребления энергоресурсов. И здесь также существует большое количество решений, которые при текущих ценах на энергоносители могут быть вполне окупаемы.

3. Оптимизация цепочек жизненного цикла

Речь идет о движении продукции от поставок сырья до утилизации продукции. Такой подход применяют в странах ЕС для анализа углеродного следа компании в рамках наиболее широкого охвата.

Какие выбросы и в каком объеме происходят на всех этапах и как компания может на это повлиять? Здесь уже сложнее: фактически повысить «зеленые» показатели можно только полным изменением цепочек поставок или характеристик своей продукции. Например, сделать более экологичную биоразлагаемую упаковку для продукции или перейти на более экологичное сырье, или изменить систему доставки сырья или готовой продукции, снизив выбросы от транспорта. Но это уже, как правило, более сложная задача, хотя к ней некоторые компании тоже начинают подходить.

Решения «зеленой» задачи

Уже существует огромное количество технологических решений для снижения воздействия на окружающую среду, но далеко не все они внедрены. Но постоянно появляется экономическая целесообразность внедрения все большего количества решений, в том числе за счет появления новых более эффективных технологий.

В портфеле Фонда «Сколково» есть сотни компаний, занимающихся новыми разработками для экологии, энергоэффективности, чистой генерации энергии. Среди ярких примеров в сфере экологии можно назвать разработанные компанией «Большая тройка» программно-аппаратную платформу по управлению отходами на уровне региона и программный продукт для работы с экологической информацией на уровне предприятия. Вести экологический мониторинг, прогнозирование и анализ данных по выбросам можно с помощью разработки другого резидента «Сколково» — компании «СитиЭйр».

Компании «Аврора бореалис» и «ЭКАТ» занимаются системами газоочистки, компания «Сибфорс» создала эффективное решение для пылеулавливания, системы для очистки воды от различных загрязнений предлагают такие компании как «Реньюолл», НПО «Биомикрогели», «Эпурамат-рус». НТЦ «Экопромтех» разработала промышленную установку, где с помощью термической обработки илового кека можно резко сократить объем хранимых отходов и еще дополнительно получить экологически безопасный материал для строительства, компания «БФБ» предлагает линейку продуктов на основе конвертерного шлака черной металлургии. И это только небольшое количество примеров.

Многие из этих технологий могут быть внедрены не только крупными компаниями, но и небольшими предприятиями — очистка выбросов и сбросов может справляться как с супер-большими объемами, так и с малыми, энергоэффективное освещение можно сделать как в огромном цехе, так и в небольшой кофейне. То же касается теплоизоляции, отопления, обращения с отходами. Это не всегда зависит от размера бизнеса. Быть «зеленым» и следовать принципам ESG может любое предприятие, независимо от его масштаба.

Ранее +1 Платформа рассказывала, что в России появился онлайн-гид по борьбе с мусором. «Движение ЭКА» выпустило инструкцию по решению мусорной проблемы для активных россиян.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Фотографии: okeykat/Unsplash

Читайте также