Как изменилась работа донорских организаций в России: 6 фактов

«Форум Доноров» выяснил, как кризис последних трех лет повлиял на работу российских фирм-доноров и стейкхолдеров

Исследователи НАФИ провели интервью с экспертами донорских организаций России и организаций-стейкхолдеров и выяснили, какие изменения произошли в их работе в последние месяцы на фоне кризиса.

Исследование проводилось в рамках проекта «Российское донорское сообщество на фоне глобального кризиса: стратегии, конвенциональная повестка, перспективы». Его реализует АГО «Форум Доноров» при поддержке Фонда президентских грантов и других партнеров.

Его цель — изучение изменений в самоопределении, целеполагании, повестке, программной и проектной деятельности у работающих в России институциональных донорских организаций, под влиянием изменений внешней среды, связанных с воздействием факторов, порождённых пандемией COVID-19 и социально-экономическими вызовами текущего года. Всего в рамках проекта состоялось более 100 экспертных интервью.

Основные изменения в работе организаций-доноров:

1. Рост профессионализма

Условия турбулентности стали для донорского сообщества и сферы донорства в целом стимулом к развитию профессионализма.

2. Сохранение долгосрочных проектов

В области программной и проектной деятельности донорские организации, несмотря на внешние условия, ориентированы на сохранение долгосрочных проектов, реализацию своих задач, сформулированных в планах на год. Резких смен тематического курса не происходит, планы 2022 года выполняются с корректировками, экстренных пересмотров бюджета не запланировано. При этом НКО готовятся к сокращению бюджетов от доноров по отдельным направлениям, к ужесточению конкуренции за ресурсы, осознают растущую значимость прозрачности, инструментов оценки, опоры на данные при коммуникации с донорами.

3. Укрепление существующих связей

В период кризисов донорские организации сконцентрировались на укреплении связей с существующими партнерами. Процесс поиска и привлечения новых партнеров меняется постепенно. Уже учитываются факторы, которые способны привнести риски в работу донора (например, ситуация, которая способна повлиять на положение организации (риск признания иностранным агентом) и репутацию).

4. Анализ бюджетов

Особенностью поведения компаний, которые ведут социальную деятельность является временная заморозка своих бюджетов на 2-3 месяца для анализа своих возможностей в области социальной деятельности.

5. Важен результат

Больше внимания в условиях сокращения ресурсов организации (и донорские, и работающие с ними НКО) начали уделять вопросам мониторинга и оценки своей деятельности. По наблюдениям экспертов, при налаживании партнерских отношений становится все важнее демонстрировать конкретные результаты работы. Идет доработка существующих механизмов оценки результатов, а также развитие целых аналитических подразделений, задача которых — быть основной для принятия конкретных управленческих решений.

6. Не только деньги

Постепенно появляются стейкхолдеры, которые ожидают, что доноры могут не только финансово, но и экспертно помочь в работе их организаций. Среди зон для приложения усилий и востребованного партнерства:

  • разработка маркетинговых продуктов, рекламных акций, проведение исследований в пользу НКО, анализ больших данных в интересах НКО
  • работа с малым и средним бизнесом в регионах — донесение актуальности повестки КСО в целом и возможностей закона об 1%;
  • GR-консалтинг — со стороны донорских фондов: практически каждое законодательное изменение требует комментариев и разъяснений для НКО, а предлагаемые законодательные инициативы — SWOT-анализа для организаций (в том числе закон о персональных данных, просветительской деятельности, иноагентах и отношение доноров к подобным регулированиям).

Итоговая презентация доклада пройдет в рамках Ежегодной Конференции Форума Доноров 4-5 октября.

Ранее +1 Платформа рассказывала о том, как бизнес может стать «зеленым», чтобы привлекать больше инвестиций.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Фотографии: iStock

Читайте также