Как измерить пользу инициатив в области устойчивого развития

Как измеряют импакт — рассказывают эксперты бюро партнёрств для достижения целей устойчивого развития «Теперь так»

Мир вокруг нас меняется стремительно, и условия для работы над целями устойчивого развития стали практически экстремальными. Несмотря на это, большинство организаций — маленьких и больших — продолжают искать решения для более устойчивого развития экономики и общества. Чем больше усилий вкладывают активисты и организации в достижение социальных и экологических целей, тем больше внимания уделяется и измерению их результатов. Как измеряют импакт: что можно замерить и в какой системе координат, рассказывают эксперты бюро партнёрств «Теперь так».

Что можно измерять?

  • Итоги отдельных мероприятий
  • Краткосрочные социальные изменения
  • Долгосрочные социальные изменения
  • Долгосрочные изменения в экологической сфере

Для объективности стоит запланировать ресурсы под измерение не только позитивных результатов, но и возможных негативных последствий инициатив. А чтобы аргументировать причинно-следственную связь между полученными результатами (ожидаемыми изменениями в обществе) и конкретной кампанией, инициативой или организацией, замеряют также «атрибуцию» (attribution). Она даёт понять какие конкретные действия способствовали получению конкретных результатов, и что произошло бы, если бы эти конкретные действия не были бы совершены.

Системы координат для измерений импакта

1. Национальные показатели

Для оценки достижений целей в области устойчивого развития в странах используются национальные показатели, установленные к каждой задаче по целям. Прогресс по ним оценивается с 2000 года. Организации, работающие над целями устойчивого развития (ЦУР), могут рассчитывать свой вклад в национальные показатели. Сложность лишь в определении границ — где влияют на результат их действия, а где — иные.

2. Рейтинги

Для оценки ESG-инициатив компаний принято использовать рейтинги — в мире их уже более 600 (CDP, CDSB, GRI, SASB, IIRC и TCFD). Как правило, рейтинги предлагают темы отчётности и метрики для количественной оценки результатов (для каждой из отраслей).

3. SROI и CBA

Для некоммерческих инициатив традиционно могут использоваться SROI (social return on investment) или CBA (Cost-Benefit Analysis) — и тот и другой метод оценивает количество пользы, которую принесут потраченные на инициативу деньги.

4. Маркетинговые замеры

Для продвижения каких-то полезных идей в краткосрочном периоде достаточными могут оказаться и маркетинговые замеры: знание о кампании (top of mind, спонтанное или с подсказкой), индекс потребительской лояльности (NPS), возможность увидеть/услышать об инициативе (OTS), вовлечённость (лайки и шеры), количество желаемых действий (пожертвование, покупка спецтовара) и др.

Список бережных инициатив

Бюро «Теперь так» разработало методику ежегодных исследований, чтобы понять, какие инициативы, реализуемые для достижения целей устойчивого развития, замечает аудитория. Что она считает полезным, понимает и помнит.

Чтобы узнать это, в начале текущего года вместе со 175 организациями со всей России эксперты «Теперь так» провели опрос — какие социальные и экологические инициативы реализованы в области устойчивого развития в 2021 году.

В итоговый список вошли 224 социальных и экологических инициативы из 48 регионов России. Проекты были включены в список независимо от их масштаба, бюджета и публичности. Инициаторами проектов выступают компании коммерческого сектора, гражданские организации или отдельные граждане, СМИ, высшие учебные и культурные заведения. Бюджетные проекты тоже попали в список.

Для оценки краткосрочных результатов инициатив были использованы два показателя: импакт или физические итоги проекта (это результаты, которые можно измерить в штуках, килограммах, литрах, тоннах и проч.) и инфлюенс или просветительские итоги (это результаты, которые можно измерить участниками, слушателями, охватом публикаций, вовлечённостью и проч.).

Сами по себе эти показатели не демонстрируют социальные изменения или влияние на окружающую среду, но предполагают, что такое позитивное влияние станет их следствием. Данные для этих показателей исследователи брали из открытых источников и обнаружили, что далеко не все уделяют внимание оценке результатов своей работы.

Что дают замеры?

Измерение долгосрочных результатов проекта может оказаться комплексной задачей, но игра стоит свеч, ведь оценка даже промежуточных результатов приносит пользу.

  • Результаты мотивируют аудиторию, сотрудников и прочих стейкхолдеров поддерживать инициативы и принимать в них участие (лояльность аудитории);
  • Мы обращаем больше внимания на то, что замеряем, и можем в результате делать свою работу более эффективно (управление процессом);
  • Публикация результатов работы позволяет быть прозрачными и отчитываться перед донорами и партнёрами, привлекать новых (фандрайзинг);
  • из данных рождаются истории, которые можно рассказывать (маркетинг);
  • из данных можно делать выводы и делиться ими с коллегами, позволяя всему сектору развиваться быстрее (коллаборация и рост).

Ранее +1 Платформа рассказывала, как бизнесу можно стать eco-friendly, чтобы привлекать больше инвестиций.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Фотографии: iStock

Читайте также