Почему бизнес вступает в партнерство с социальными проектами

Член Наблюдательного совета «Центра СОЛь» Жюльнар Асфари о том, как развивается ESG-практика в России

Несмотря на все сложности, через которые проходит мир, прогноз о развитии социальной повестки в бизнесе сбывается. Жюльнар Асфари, создатель и член Наблюдательного совета Центра содействия инновациям в обществе СОЛь, объяснил почему тренд на сотрудничество коммерческих компаний и социальных проектов набирает обороты.

За время пандемии во всех странах наблюдался всплеск сотрудничества между бизнесом и социальными проектами. Партнерства часто являются единственно возможным ключом к системным решениям. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун уверен, что мы не можем откладывать партнерства на потом, если хотим к 2030 году достичь планируемых результатов в области устойчивого развития.

Сложно выделить одну из компонент ESG для самостоятельного анализа, так как они взаимосвязаны и отражают, с одной стороны, то, что в своей деятельности мы взаимодействуем друг с другом (сотрудники, клиенты, партнеры, поставщики, сообщества). А с другой стороны, то, что наша жизнедеятельность напрямую влияет на природные экосистемы вокруг нас. И для того, чтобы эти практики были системными, необходимо корпоративное управление.

В России традиционно акцент на социальном компоненте стратегии ESG более заметен. Возможно, это связано с «социалистическим» прошлым, возможно, с тем, что в стране существует много моногородов, где исторически компании-работодатели берут на себя решение социальных задач.

ESG в развитии

За последние несколько лет уровень понимания ESG-повестки в России значительно вырос. Несколько лет назад в программах корпоративной социальной ответственности участвовали 10−15% российских компаний, зачастую путая их с благотворительностью. А в 2021 году в 98% коммерческих организациях были программы социальной поддержки для сотрудников и их семей. Кроме этого, сейчас компании активно занимаются благотворительностью и волонтерством (75% и 70% соответственно), а более 50% реализуют комплексные программы развития в регионах, в которых ведут бизнес.

В результате такой активности российского бизнеса социальные проекты покрывают примерно половину своих расходов — 170–230 млрд рублей в год — за счет денег бизнеса. Наибольший вклад вносят крупнейшие сырьевые компании (100–120 млрд рублей). На долю остальных крупных компаний приходится еще 60–100 млрд рублей.

В 2021 году в России появилась «Карта лидеров лучших практик взаимодействия социальных и экологических проектов и бизнеса». Это результат исследования Центра СОЛь. Мы изучили опыт 297 представителей бизнеса и социальных проектов, занимающихся развитием социальной повестки в России, и готовы поделиться информацией, которую удалось узнать.

Ступень развития бизнес-сообщества

Во время исследования мы пытались понять, почему бизнес делится своими ресурсами с социальными проектами. Получили такие ответы:

1. Желание быть социально ответственным

Так ответили 36% респондентов. У них на это есть несколько причин:

  • Люди все реже выбирают товары только по цене или другим привычным параметрам. На первый план выходит участие брендов в решении значимых для общества проблем.
  • Профессиональные инвесторы обращают внимание на бренды, которые уделяют внимание КСО. Подавляющее большинство — 83% — охотнее дадут свои деньги социально ответственному бизнесу.
  • Реализация долгосрочной ESG-стратегии приносит бизнесу больше прибыли, доходов и объемов инвестиций.
  • Социально ответственному бизнесу проще завоевать любовь своих сотрудников. Осознанность компании становится важнее денег.
  • Участие в социальных проектах помогает бизнесу улучшить репутацию и заручиться поддержкой общества.

2. Интересно поддерживать социальные инновации

Об этом рассказали 23% респондентов. Это самая распространенная модель взаимодействия с социальными проектами. В рамках такого сотрудничества возможны разные варианты поддержки — от прямой благотворительности до встраивания продуктов социальных проектов в свою цепочку поставок.

Например, платформа Buy Social агрегирует товары, которые производят люди с особенностями, а бизнес может закупать такие товары для своих нужд.

3. Мало просто зарабатывать деньги

Почти четверть респондентов (23%) отметили, что ищут новые смыслы в своей деятельности. Мнение участников карты подтверждают другие исследования — почти половина представителей бизнеса (44%) занимаются волонтерством, чтобы принести пользу обществу, 15% планируют таким образом улучшить свой имидж, а еще 15% обратили внимание на социальные проекты по просьбе своих сотрудников.

4. Повышение лояльности сотрудников

Об этом сказали почти 20% респондентов. Продуманная корпоративная социальная ответственность формирует репутацию бренда работодателя и помогает бизнесу поддержать сотрудников в периоды различных кризисов — от личных до политических и экономических.

У нас еще нет исследований о том, насколько вырос уровень стресса общества по сравнению с прошлыми годами, но можно предположить, что рост значительный. В 2020 году исследование Gallup показало рост уровня стресса с 38% до 40%, а в 2021 году более половины респондентов отметили, что испытывают стресс.

Фокус бизнеса на социальных проектах в такие времена оправдан: это на 50% повышает моральный дух сотрудников, на 41% — их лояльность к компании, и на 29% — возможность удержать людей в организации.

5. Повышение лояльности к бренду

Мы упоминали этот эффект выше, но все же решили вынести его в отдельный пункт, так как такую формулировку использовали 18% участников исследования.

Это мнение подтверждают и многочисленные исследования: например, 76% миллениалов оценивают потенциального работодателя с точки зрения его социальной ответственности, а 64% потребителей обращают внимание на позицию брендов по социальным вопросам.

Один из самых известных подтверждающих примеров на нашем рынке — кейс сотрудничества «Билайн» и «ЛизаАлерт». Уже более 9 лет «Билайн» помогает искать людей с помощью своих технологий. Клиенты, которые знают о работе с «ЛизаАлерт», в два раза больше лояльны к бренду, чем пользователи, которые не слышали о сотрудничестве.

Более подробная информация о практиках взаимодействия бизнеса и социальных проектов — на сайте исследования карты БиС.

Ранее +1 Платформа рассказывала, что малый и средний бизнес в России не знает, что такое ESG. Таков результат опроса предпринимателей об их интеграции в повестку устойчивого развития, который провела Лига зеленых брендов.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Фотографии: iStock

Читайте также